Почему режиссёр отказался от голливудских звёзд, зачем на кремлёвских башнях гасили звёзды и какую сцену спародировал Стивен Спилберг.
История «Сибирского цирюльника» началась ещё в 1988 году, когда Никита Михалков и Рустам Ибрагимбеков написали сценарий истории про диковинный механизм, американскую авантюристку и молодого юнкера. С самого начала режиссёр планировал делать масштабный международный проект. Он только что снял советско-итальянскую драму «Очи чёрные», у него был свой агент в Европе, а его брат Андрей Кончаловский уже несколько лет жил и работал в Америке, так что проблем с возможностями и связями не было. Никто не ожидал, что работа пойдет так тяжело и затянется на десять лет.
«Сибирский цирюльник», студия «ТРИТЭ», 1998, реж. Н. Михалков
Агенту удалось заинтересовать проектом итальянца Анджелло Рицолли, который в своё время работал с Федерико Феллинни. Рицолли был заинтересован в выдвижении фильма на «Оскар», поэтому пригласил в проект американского продюсера Мишеля Сейду и сценариста Роспо Паленберга. Работа над фильмом началась в 1991 году, но через два года проект заморозили из-за нехватки финансирования и разногласий с иностранными партнёрами. Никита Михалков переключился на съёмки фильма «Утомлённые солнцем», получил за него первый российский «Оскар», и после этого вернулся к «цирюльнику». Сценарий переписали, снятый материал перемонтировали, нашли российских спонсоров и дальше справлялись уже своими силами.
«Сибирский цирюльник», студия «ТРИТЭ», 1998, реж. Н. Михалков
В конце 80-х сценарий писался с надеждой, что на главную женскую роль согласится Мэрил Стрип, но теперь её кандидатуру даже не рассматривали. Среди кандидаток были Шэрон Стоун, Ким Бессинджер и Джоди Фостер, но голливудские звёзды отличались большими аппетитами и ставили слишком много условий. Кроме того, Михалков подумал, что критика будет писать, что фильм выехал за счёт громких имён, поэтому роль иностранки отдали молодой английской актрисе Джулии Ормонд. Тем более, что она уже имела представление о русской истории — снималась в телефильмах «Молодая Екатерина» и «Сталин». Помимо неё из западных актёров в фильме снялись знаменитый ирландец Ричард Харрис — будущий Альбус Дамблдор из фильмов о Гарри Поттере, британская сериальная актриса Элизабет Сприггс и американский актёр второго плана Мак Макдональд.
«Сибирский цирюльник», студия «ТРИТЭ», 1998, реж. Н. Михалков
На главную мужскую роль Никита Михалков пригласил Олега Меньшикова, которого уже снимал в «Родне» и «Утомлённых солнцем». Он оказался самым старшим среди «юнкеров» — ему исполнилось 38 лет, тогда как остальным актёрам было по 20 с небольшим. Перед съёмками их всех отправили в казармы Костромского военного училища — проходить обучение по уставу 1885 года. Актёрам преподавали верховую езду, фехтование, бальные танцы, строевую ходьбу и даже Закон Божий. Уже знаменитый к тому времени Олег Меньшиков в казармы ехал с большой неохотой, но ему и игравшему надзирателя юнкеров Владимиру Ильину сделали поблажки. Они жили в отдельной каморке, два раза в неделю ходили в баню и даже могли слегка нарушать режим.
«Сибирский цирюльник», студия «ТРИТЭ», 1998, реж. Н. Михалков
Съёмки фильма проходили на восьми площадках. Сибирские сцены снимали в Хакасии, Красноярске и Нижнем Новгороде, часть съёмок проходила в Москве, Горбатове и Костроме, павильоны были выстроены в Праге, а американский военный лагерь оборудовали в Португалии. Самоходную лесопилку «Сибирский цирюльник» специально для съёмок сконструировали на военном заводе под Нижним Новгородом, а после работы агрегат был отвезён на пражскую студию «Баррандов».
«Сибирский цирюльник», студия «ТРИТЭ», 1998, реж. Н. Михалков
Никита Михалков стал первым человеком, ради которого погасили кремлёвские звёзды! До этого их гасили всего один раз во время начала Великой Отечественной войны… Режиссёру надо было снять ночные сцены на Красной площади, а события фильма разворачивались задолго до появления звёзд на шпилях. Разрешение было получено лично у Бориса Ельцина, и на всю работу на Красной площади Никите Михалкову дали 10 часов. Через Иверские ворота срочно проложили рельсы и отсняли проезд конки, а площадь засыпали солью и искусственным снегом. Снимали зимние сцены, а в Москве, как назло, началась оттепель.
«Сибирский цирюльник», студия «ТРИТЭ», 1998, реж. Н. Михалков
Сцены Масленицы снимали на озере у Новодевичьего монастыря, где в старину обычно и проходили праздничные гуляния. Февральская оттепель и тут осложнила работу — лёд начал стремительно таять. Чтобы он не провалился вместе с декорациями и съёмочной группой, поверх него выкладывали сухой лёд и поливали жидким азотом. Специально для этого к работе подключились три фабрики мороженого.
«Сибирский цирюльник», студия «ТРИТЭ», 1998, реж. Н. Михалков
В 2008 году режиссёр Стивен Спилберг спародировал сцену из «Сибирского цирюльника» в фильме «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа». По сюжету группа советских военных прорывается через джунгли, а дорогу им расчищает фантастический лесоповальный аппарат на паровой тяге.
На Джулию Ормонд съёмки произвели неизгладимое впечатление. Во-первых, они были очень долгими, она потом рассказывала, что в России у неё было съёмочных дней больше, чем за всю предыдущую карьеру. Во-вторых, она никогда не видела такой изобретательности съёмочной группы и таких нестандартных решений по части костюмов и техники. «Можно сказать, мой российский опыт во многом сформировал меня и стал частью моей жизни», — признавалась актриса.
«Сибирский цирюльник», студия «ТРИТЭ», 1998, реж. Н. Михалков
«Сибирский цирюльник» должен был претендовать на «Оскар», но не успел выйти в прокат к назначенному сроку и по правилам киноакадемии был дисквалифицирован. Фильм открывал Каннский кинофестиваль, и, хоть его и критиковали за голливудские штампы в изображении русской действительности, зрителям это не помешало получить удовольствие от красивой мелодрамы. В России «Сибирский цирюльник» шёл на протяжении двух лет — сначала в широком, а потом в ограниченном прокате.