Ко Дню Победы!
Они не понаслышке знали о том, сколько горя принесла Великая Отечественная война и сколько счастья было 9 мая 1945 года… Актёры были солдатами не в кино, а режиссёры смотрели на сражения не через объектив кинокамеры. Это потом они стали народными и заслуженными артистами, кумирами и знаменитостями, а на фронте они были рядовыми, артиллеристами, разведчиками, летчиками и партизанами. Снимаясь в фильмах о войне, бывшие фронтовики понимали и чувствовали своих героев как никто другой…
22 июня 1941 года молодой актёр драматического театра Михаил Пуговкин снимался в эпизоде фильма «Дело Артамоновых» — эпизодическая роль купца была для него дебютной… А через два дня актёр ушёл на фронт добровольцем. Служил разведчиком в стрелковом полку, прошёл тяжёлые бои под Смоленском без единой царапины. Серьёзное ранение Пуговкин получил в 1942 году под Ворошиловградом — его ранило в ногу, началась гангрена и встал вопрос об ампутации. Ему удалось уговорить хирургов полевого госпиталя попытаться спасти ногу: «Я же артист! Как же я работать буду!». Ампутации удалось избежать, но после госпиталя актёр был комиссован.
За мужество в боях он получил орден Отечественной войны II степени. Кстати, Пуговкиным он стал именно в госпитале — настоящая фамилия актёра была Пугонькин, но в больничные документы вкралась ошибка.
«Годен к нестроевой», к/с «Беларусьфильм», 1968, реж. В. Роговой, Е. Севела
В 1943 году Михаил Пуговкин был принят в Школу-студию при МХАТе, но из-за провала на экзаменах был временно отчислен и призван на службу во Второе Горьковское танковое училище. Из-за ранения принимать участие в боях он не мог, поэтому стал ответственным за самодеятельность. Во МХАТе это засчитали за экзамены, и через год он продолжил обучение. В кино Пуговкин снимался и во время войны, но известность пришла к нему уже в 50-х годах.
Сразу после окончания школы в 1939 году Юрия Никулина призвали в армию, а через несколько дней началась советско-финская война. Никулин служил под Сестрорецком в зенитной батарее, которая охраняла небо Ленинграда. Там же будущего актёра застала и Великая Отечественная война, и уже в первые дни сражений батарея Никулина открыла огонь по фашистским самолётам, которые закидывали Финский залив глубинными минами. После контузии был переведен в зенитный дивизион под Колпином, а победу встретил в составе Курляндской группы войск. За участие в боевых действиях Никулин был награждён тремя медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».
«Они сражались за Родину», к/с «Мосфильм», 1975, реж. С. Бондарчук, В. Досталь
В мае 1946 года был демобилизован в звании старшего сержанта. После войны Юрий Никулин поехал поступать в московский ВГИК, но его не приняли — сочли, что он недостаточно киногеничен. После ряда неудач в театральных вузах Никулин поступил в Школу-студию клоунады. Но кино его ждало, и в 36 лет актёр впервые появился на экранах в эпизоде фильма «Девушка с гитарой» — с этого началась кинокарьера Юрия Никулина как разнопланового характерного актёра.
С началом Великой Отечественной войны отец Иннокентия Смоктуновского ушёл на фронт, оставив 16-летнего сына за старшего. В 1942 году он работал в госпитале при размещённой в Красноярске воинской части и одновременно был статистом в местном драматическом театре. В начале 1943 года поступил в военное училище в Ачинске, но вскоре был пойман за собиранием картошки на общественном поле и отправлен рядовым на Курскую дугу…
Участвовал в освобождении Киева, под огнём форсировал Днепр с боевыми донесениями в штаб. Во время одного из сражений под Житомиром попал в плен, но сумел сбежать по дороге в германский лагерь. Через заснеженный лес обессиленный Смоктуновский добрался до посёлка Дмитровка, где его выходила семья местных жителей, с которой потом он общался до конца жизни. Окрепнув, Смоктуновский присоединился к партизанскому отряду, а когда отряд объединился со стрелковым полком — стал командиром роты автоматчиков.
«Солдаты», к/с «Ленфильм», 1956, реж. А. Иванов
В звании гвардии младшего сержанта участвовал в освобождении Варшавы, войну закончил в немецком Гревесмюлене. За военные подвиги Смоктуновский получил две медали «За отвагу», медаль «За освобождение Варшавы» и «За победу над Германией».
Демобилизовавшись в 1945 году, Иннокентий Смоктуновский вернулся в Красноярск и поступил в студию при драмтеатре. Недолгое пребывание в плену сделало Смоктуновского «неблагонадёжным» — он получил запрет на проживание в 39 крупнейших городах. Актёр переехал в Норильск, потом работал в Махачкале… Спустя 10 лет после войны он смог приехать в Москву, и вскоре театр и кино узнали выдающегося артиста Иннокентия Смоктуновского…
До войны Алексей Смирнов успел окончить театральную студию при Ленинградском театре музкомедии и даже сыграть одну роль в оперетте. В 1940-м году его призвали в армию, а с началом Великой Отечественной войны отправили на фронт. Смирнов был командиром огневого взвода в миномётном полку, воевал на Западном, Брянском, 1-м Украинском, 2-м Белорусском фронтах. В 1944 году вместе со своим взводом отбил деревни Онацковцы, Журавку и Пиляву, а также город Староконстантинов, в одном из боев лично взял в плен 7 фашистов. За мужество, проявленное в этих сражениях, старший сержант Смирнов получил орден Красной Звезды, орден Славы III степени и медали «За отвагу» и «За боевые заслуги».
«В бой идут одни "старики"», к/с им. А. Довженко, 1973, реж. Л. Быков
В 1945 году, во время форсирования реки Одер, Смирнов с однополчанами на себе переправили миномёт и уничтожили две пулемётные точки противника, расширив плацдарм для советских войск. За этот подвиг он был награждён орденом Славы II степени. До Берлина старшине Смирнову дойти не удалось — получил контузию и после госпиталя его комиссовали.
В 1946 году Алексей Смирнов вернулся на сцену родного театра музкомедии, а вскоре перешёл в «Ленгосэстраду». В конце 50-х начал сниматься в кино и вскоре стал одним из самых узнаваемых и любимых актёров второго плана.
Летом 1941 года восемнадцатилетний Владимир Басов пришёл во ВГИК, чтобы узнать, какие документы нужны для поступления и какие экзамены предстоит сдавать… Но вместо экзаменов тем же летом он ушёл на фронт. Лейтенант интендантской службы сначала занимался организацией художественной самодеятельности, а позже в звании старшего лейтенанта командовал батареей миномётчиков. Зимой 1945 года во главе штурмовой группы захватил опорный пункт немецкой обороны и был тяжело контужен в бою.
«Дни Турбиных», к/с «Мосфильм», 1976, реж. В. Басов
День Победы встретил в звании капитана и в должности помощника начальника оперативного отдела артиллерийской дивизии прорыва. За военную доблесть был награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией…».
Ему прочили прекрасную военную карьеру, но капитан Басов предпочёл уволиться, а в 1947 году поступил на режиссёрский факультет ВГИКа. Режиссёр Басов стал ещё и популярным актёром, сыгравшим более 80 ролей в кино.
До войны актёр самодеятельного театрального коллектива Анатолий Папанов успел сняться в эпизодах шести фильмов. В 1940 году его призвали в армию, а через год перебросили из Оренбурга под Харьков. В первом же бою из 42 человек осталось в живых лишь 14… В звании старшего сержанта Анатолий Папанов командовал взводом зенитной артиллерии. В 1942 году под Харьковом получил тяжёлое ранение — в блиндаж, куда они с однополчанами зашли погреться, попала бомба. Живым откопали только Папанова — его контузило и взрывом оторвало два пальца на ноге. В 21 год актёр стал инвалидом третьей группы, был комиссован и несколько лет ходил с тростью…
«Живые и мёртвые», к/с «Мосфильм», 1964, реж. А. Столпер
Вернувшись в Москву, Анатолий Папанов поступил на актёрский факультет ГИТИСа — в институте сильно не хватало юношей, большинство было на фронте, поэтому на его хромоту и трость не обратили внимания. В конце 40-х он уже был актёром Театра Сатиры, а в 60-х — известным киноактёром.
Когда началась Великая Отечественная война, Зиновию Гердту было 25 лет, и он уже успел поработать в двух театрах — Театре кукол и «Арбузовской студии». Ушёл на фронт добровольцем в 1941 году. Свою профессию он скрывал — не хотел оказаться во фронтовой самодеятельности. После прохождения специальных сборов в Московском военно-инженерном училище был отправлен на Калининский, а затем на Воронежский фронт. Служил в звании гвардии старшего лейтенанта на должности начальника инженерной службы гвардейского полка.
Зимой 1943 года был в саперной роте, расчищавшей подступы к Харькову, и получил тяжёлое ранение в ногу осколком танкового снаряда… В больнице Гердт провел около года, перенеся заражение крови и 11 операций. После выздоровления одна нога стала короче другой на 8 сантиметров, и хромота осталась с Гердтом на всю жизнь. Был награждён орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды.
«Военно-полевой роман», Одесская к/с, 1983, реж. П. Тодоровский
Войну закончил в молодёжном театре при дирекции фронтовых театров, после чего много лет был актёром кукольного театра им. Образцова. В кино долгое время он оставался за кадром, так как работал актёром дубляжа. Первую большую роль Зиновий Гердт получил в 1962 году.
Актёр рассказывал, что был свидетелем начала войны, только тогда он этого не понял… В ночь с 21 на 22 июня он возвращался с вечеринки и увидел, как мимо него буквально пролетела машина немецкого посольства. Потом он прочитал, что это была машина посла Германии, который вручил Молотову меморандум об объявлении войны.
Он был студентом Щукинского училища и мог воспользоваться бронью, но увидев, что на спектакле в зале сидят всего 13 человек, понял, что на фронте он сейчас нужнее… На следующий день Этуш записался в добровольцы. В школе он учил немецкий язык, поэтому его готовили в разведчики, но отправили в места сражений. В составе стрелкового полка он воевал в Ингушетии, в горах Кабарды и Осетии, принимал участие в освобождении Ростова-на-Дону. В звании лейтенанта командовал полком в наступательных боях, организовывал эвакуацию раненых, доставлял подразделениям боеприпасы.
«31 июня», к/с «Мосфильм», 1978, реж. Л. Квинихидзе
За «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество» актёр получил орден Красной Звезды. В 1943 году был ранен и комиссован со второй группой инвалидности. Владимир Этуш сразу вернулся на четвёртый курс Щукинского училища, а через год стал актёром театра им. Вахтангова. В 50-х начал сниматься в кино и вскоре был признанным мастером характерных и комедийных ролей.
Он всё детство мечтал стать моряком и в 1941 году его мечта осуществилась — он попал в военно-морскую школу, откуда в семнадцать лет ушёл на фронт. Он был юнгой в торпедном флоте, служил сигнальщиком на бронекатерах Азовской и Дунайской флотилий. Принимал участие в штурме Измаила, во взятии Бухареста, Будапешта и Вены. Во время боя за Венский мост участвовал в рукопашной схватке. Это было одно из самых тяжёлых сражений — в бою погибло около двух тысяч десантников, но Юматов выжил и вышел из него победителем. За этот штурм он был награждён уникальной матросской медалью Ушакова. В одном из боев ему удалось избежать смерти благодаря корабельной собаке — во время обстрела она прыгнула за борт катера, и матрос Юматов бросился за ней в воду. В этот момент в катер прямой наводкой попал снаряд…
«Офицеры», к/с им. М. Горького, 1971, реж. В. Роговой
За три года войны Юматов несколько раз был ранен, получил контузию, дважды тонул, обморозил руки. За боевые заслуги он получил орден Отечественной войны II степени, медали «За взятие Вены», «За взятие Будапешта» и «За победу над Германией».
После войны вернулся в Москву и стал актёром киностудии «Мосфильм» и Театра-студии киноактёра. Первую роль получил в 1945 году, а настоящая слава пришла к нему только в 70-х годах.
В 1943 году пятнадцатилетний Павел Луспекаев добровольцем ушёл на фронт. Став одним из самых юных участников партизанской разведгруппы, неоднократно участвовал в боевых операциях. Во время одного из сражений Луспекаеву в руку попала разрывная пуля и раздробила локоть. Его отправили в саратовский госпиталь и начали готовить к ампутации, но юноша не позволял дотронуться до руки, пока хирург не поклялся её спасти. После выздоровления Луспекаев был определён в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта. Во время разведывательного рейда ему пришлось несколько часов лежать на снегу, и он сильно обморозил ноги. Нарушение кровообращения дало о себе знать спустя много лет — актёру пришлось ампутировать несколько пальцев.
«Белое солнце пустыни», к/с «Ленфильм, к/с «Мосфильм», 1970, реж. В. Мотыль
В 1944 году Павел Луспекаев демобилизовался из армии и был зачислен в труппу Ворошиловоградского драматического театра. Через два года актёр уехал в Москву, поступил в театральное училище им. Щепкина и стал одним из лучших учеников. В 50-х годах Луспекаев начал сниматься в кино, но главной для него оставался театр — он выходил на сцену ведущих театров Тбилиси, Киева и Ленинграда.
Режиссёры — Сергей Бондарчук, Леонид Гайдай (разведчик), Станислав Ростоцкий (рядовой), Григорий Чухрай (начальник связи полка), Пётр Тодоровский (командир миномётного взвода), Юрий Озеров (войска связи).
Актёры — Евгений Весник (командир огневого взвода), Элина Быстрицкая (рядовая медицинской службы), Зоя Василькова (сержант войск ПВО), Пётр Глебов (рядовой войск ПВО), Владислав Стржельчик (комендант штаба управления дивизии), Николай Трофимов (Военно-морской флот), Юрий Катин-Ярцев (участник боёв на Курской дуге), Владимир Гуляев (лётчик-штурмовик), а так же артисты фронтовых бригад — Рина Зелёная, Михаил Глузский, Борис Сичкин, Ефим Копелян и многие другие.