С кого скопировали образ Вертера, сколько лет было солистке детского хора и кем стали юные актёры.
Знаменитый детский фильм снят по повести Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд». Повесть была частью цикла историй про девочку из будущего — его Булычёв начал писать ещё в 1965-м году для своей дочери Алисы. За экранизацию взялся режиссёр Павел Арсенов, который загорелся идеей снять фантастический фильм после встречи с коллегой Ричардом Викторовым. Тот с успехом выпустил «Через тернии к звёздам» и «Москва-Кассиопея» и красочно описал Арсенову перспективность фантастического жанра. После разговора режиссёр обратился к Булычёву и даже стал его соавтором при написании сценария.
«Гостья из будущего», к/с им М. Горького, 1984, реж. П. Арсенов
Главную героиню искали среди сотен пионерок, приходивших на пробы и мечтавших о кино, а нашли среди скромных поклонниц писателя Кира Булычёва. Наталья Гусева пришла на студию с подругой — она шла больше за автографом любимого автора, чем за ролью, но получила и то, и другое. Когда режиссёр попросил девочку назвать год рождения, она от растерянности сказала, что родилась в 1872-м году.
«Гостья из будущего», к/с им М. Горького, 1984, реж. П. Арсенов
Главную мужскую роль сыграл Алексей Фомкин. До этого он уже пытался попасть в кино — его приглашали на пробы к фильму «Чучело», но в результате роль сыграл другой мальчик. После проб фотографии Фомкина остались в картотеке, и его позвали сниматься «Ералаш», где его и увидел Павел Арсенов. Несмотря на оглушительный успех «Гостьи из будущего», кинокарьера Фомкина не сложилась — он снялся ещё в нескольких сериях «Ералаша», сыграл в паре малозаметных фильмов и ушел в армию. После возвращения молодой человек пристрастился к спиртному, переезжал с места на место и работал, где придется. В 26 лет Алексей Фомкин погиб при пожаре.
«Гостья из будущего», к/с им М. Горького, 1984, реж. П. Арсенов
Вся интрига фильма закручивается вокруг миелофона — прибора для чтения мыслей. Художнику-постановщику пришлось поломать голову над внешним видом фантастического устройства. В результате «миелофоном» стал необработанный кварц в подарочной коробочке.
«Гостья из будущего», к/с им М. Горького, 1984, реж. П. Арсенов
Финансирования съёмочной группе выделили не так много, чтобы реализовать все описанные в повести красоты далёкого будущего. Пришлось сокращать сценарий и выкручиваться подручными средствами. Самыми дорогими стали летающие аппараты «флипы» — пять штук сделали на заказ в Прибалтике и каждый стоил около 5 000 рублей. Помимо полноразмерных моделей были сделаны их маленькие копии с крошечными фигурками в кабинках. Миниатюры подвешивали к крутящемуся крану со стрелой и снимали на дальних планах — как будто герои летят высоко в небе. Полноразмерные флипы с актёрами внутри «летали» на грузовиках, поэтому на крупных планах в кадре видна только их верхняя часть.
«Гостья из будущего», к/с им М. Горького, 1984, реж. П. Арсенов
Сильнее всего от недостатка финансирования пострадал «КосмоЗоо». Атмосферу населенного экзотическими инопланетными животными зоопарка пришлось создавать с помощью разнообразных звуков дикой природы, пенопластового крокодила Сени и «говорящего» козла Наполеона. Снимали «КосмоЗоо» в московском Ботаническом саду.
«Гостья из будущего», к/с им М. Горького, 1984, реж. П. Арсенов
Одним из самых запоминающихся героев был лиричный робот Вертер, которого сыграл Евгений Герасимов. Его образ был скопирован с киборгов из итальянского фильма «Война роботов», а костюм сшит из ткани, которая использовалась для настоящих скафандров. Она почти не пропускала воздух, а у комбинезона не было ни молний, ни пуговиц и надевался он тяжело, так что Герасимова втискивали в него в начале съёмочного дня, и всю смену актёр изнывал в нём от жары.
«Гостья из будущего», к/с им М. Горького, 1984, реж. П. Арсенов
После выхода фильма дети становились фанатами Алисы Селезнёвой, а для взрослых иконой стиля стала инопланетянка Полина. Её сыграла модель Елена Метёлкина, которая до этого уже прославилась как инопланетянка Нийя из фантастического фильма «Через тернии к звёздам». Специально для неё была придумана целая коллекция футуристических нарядов. Для Алисы же был придуман эксклюзивный красный сарафан, на создание которого костюмеров вдохновила «космическая коллекция» модельера Андре Куррежа.
«Гостья из будущего», к/с им М. Горького, 1984, реж. П. Арсенов
Алиса Селезнёва поражала окружающих своими знаниями и способностями, невозможными для обычной девочки. Например, она могла запросто перепрыгнуть через высокий забор. В этой сцене снималась юная гимнастка Оксана Компаниец — она прыгала с подкидной доски, а с обратной стороны забора её ловили ассистенты. В фильме было несколько эпизодов с её участием — прыжок из окна, перебегание улицы перед троллейбусом и вырезанная сцена с пробегом Алисы по крышам едущих машин. После школы Компаниец закончила спортивную карьеру и стала художником-реставратором.
«Гостья из будущего», к/с им М. Горького, 1984, реж. П. Арсенов
В фильме была сцена с сеансом одновременной игры в шахматы, в котором Алиса обыгрывала знаменитого гроссмейстера в исполнении Раднэра Муратова. Эпизод бесследно пропал после монтажа.
«Гостья из будущего», к/с им М. Горького, 1984, реж. П. Арсенов
Знаменитую песню «Прекрасное далёко» написали поэт Юрий Энтин и композитор Евгений Крылатов. Исполнение солисток детского хора не понравилось режиссёру, и в фильме её спела певица Татьяна Дасковская, которой на тот момент было 38 лет.
«Гостья из будущего», к/с им М. Горького, 1984, реж. П. Арсенов
Никто из снимавшихся в фильме детей не связал свою жизнь с кино. Наталья Гусева сыграла ещё в нескольких детских фильмах, потом отказалась главной роли в драме «Авария — дочь мента», так как хотела сохранить светлый образ Алисы, и ушла из кино. Она стала микробиологом.
Марианна Ионесян — Юля Грибкова — живёт в США, занимается консалтингом и организацией концертов.
Илья Наумов — Фима Королёв — занялся строительным бизнесом.
Семён Бузган — Коля Садовский — живёт в Хайфе, работал радиоведущим, таксистом, потом открыл свой магазин.
Антон Суховерко — Коля Сулима — стал экономистом.
Наталья Шанаева — Лена Домбазова — домохозяйка и многодетная мать.
Екатерина Авербах — Мила Руткевич — какое-то время работала в аттракционе Игоря Кио, сейчас домохозяйка.
Алексей Муравьёв — Боря Мессерер — известный историк-востоковед и религиовед, преподаватель МГУ.
Юлия Русских — первоклассница, в которую превращается Крыс — пропала без вести в 2005 году, некоторые источники ошибочно приписывали эту роль солистке группы «Лицей» Лене Перовой.
«Гостья из будущего», к/с им М. Горького, 1984, реж. П. Арсенов
Кинокритики ругали фильм «Гостья из будущего» за слабые спецэффекты, очевидную нехватку бюджета и затянутый сюжет, но это не помешало ему стать культовым. Популярность пришла сразу — уже вторую серию с нетерпением ждали зрители всех возрастов! После премьеры дети выходили во дворы с «миелофонами» из подручных средств, резко взлетела популярность книг Булычёва и имени Алиса, а про героев начали придумывать анекдоты, причем больше всего доставалось роботу Вертеру.
«Гостья из будущего», к/с им М. Горького, 1984, реж. П. Арсенов
В начале января этого года появилась информация о начале работы над ремейком «Гостьи из будущего». Это уже не первая попытка сделать современную историю про Алису — ещё десять лет назад над фильмом по мотивам произведений Кира Булычёва начинал работать режиссёр Олег Рясков, а на главную роль была утверждена Дарья Мельникова. Тот проект не пошёл, а что будет с этим — покажет время. Пока известно только то, что над ремейком работает та же команда, которая выпустила фильмы Фёдора Бондарчука «Притяжение» и «Вторжение».