Ко дню рождения любимого актёра!
Владимир Этуш — о товарище Саахове, Карабасе-Барабасе, юморе и мечтах.
«Когда меня спрашивают, что я хочу сыграть, я отвечаю: клоуна или дипломата. Это рождено жизнью. Был такой спектакль „Два веронца“, он шёл на сцене Вахтангова, где я играл главную комедийную роль. Так случилось, что в день, когда я должен был играть спектакль, у меня произошла потеря. Умерла мама, и я отказался играть. Но в середине дня мне позвонили и спросили, может быть, я как-то себя преодолею? Дублёра у меня не было, и я согласился. Чтобы сыграть, мне нужно было вытравить, уничтожить, подавить то чувство, которое мной владело и заполнить этот вакуум комедийным импровизационным самочувствием. Это даже нелегко сказать, но я сделал. По закону подлости, случай повторился. И я снова вышел играть. С тех пор мною владеет идея: я хочу сыграть человека, который по роду деятельности должен смешить, когда за плечами у него драма. Это может сделать клоун. И дипломат». [источник]
«Неприятностей в жизни много, но и хорошего достаточно. Постоянно переступаешь с чёрной клеточки на белую. Как в шахматах». [источник]
«31 июня», к/с «Мосфильм», 1978, реж. Л. Квинихидзе
«Понятия не имею, откуда во мне взялся ген актёрства, но он во мне был! В эту профессию меня толкало что-то изнутри». [источник]
«Начало моей артистической деятельности доставляло мне массу неприятностей. Я не мог понять природу существования в разных характерах и образах. Мне было сложно. Иногда что-то получалось, но в следующий раз — полный провал. Всё такими волнами. Я сильно переживал, провёл много бессонных ночей». [источник]
«Время летних отпусков», к/с «Мосфильм», 1960, реж. К. Воинов
«Без юмора я обойтись не могу — вся жизнь на нём построена». [источник]
«После роли турка (в фильме „Адмирал Ушаков“ — прим. ред.) я сыграл в кино целую череду горячих южных мужчин. И если честно, так в какой-то момент от них устал, что хотел отказаться от роли Саахова в „Кавказской пленнице“, которую мне предложил Леонид Гайдай. Каким бы был дураком, если бы это сделал!.. Благодаря этому персонажу я стал известным. Был и ещё один плюс — во время съёмок я подружился с Юрием Никулиным, и дружба эта продлилась долгие годы. Уверен, существует не только любовь с первого взгляда, но и дружба с первого взгляда. Возможно, мы так быстро поняли друг друга и сблизились из-за того, что оба фронтовики». [источник]
«Адмирал Ушаков», к/с «Мосфильм», 1953, реж. М. Ромм
«Помню, когда мне предложили играть Карабаса-Барабаса в фильме „Приключения Буратино“, я мечтал о короле Лире. Вот такое расхождение. Но, на моё счастье, у меня лёгкий характер. Я очень быстро удовлетворяюсь „Карабасом Барабасом“. Поглощаю роль, отдаю себя работе и забываю, что хотел играть Шекспира». [источник]
«Для меня работа, сцена — это потребность и жизненная необходимость». [источник]
«Старая, старая сказка», к/с «Ленфильм», 1968, реж. Н. Кошеверова
«Артист не может относиться к своему труду только как к бизнесу. Артисту обязательно нужно, чтоб его похвалили, ему обязательно нужны эти вот глаза, ему нужны аплодисменты». [источник]
«Леониду Гайдаю я многим обязан и из уважения к его светлой памяти никогда не иду сниматься в так называемые продолжения и ремейки его гениальных творений. «Результат окончательно определяет только зрительский успех». [источник]
«Иван Васильевич меняет профессию», к/с «Мосфильм», 1973, реж. Л. Гайдай
«После выхода „Кавказской пленницы“ на экраны знакомые предупреждали меня, чтобы был осторожен — мол, кавказцы и побить могут. А получилось совсем наоборот. Как-то пришёл на базар, так меня там чуть ли не на руках стали носить. Со всех сторон окружили, стали наперебой угощать. То есть приняли как родного. Хотя, как я понял, азербайджанцы считали, что Саахов — это армянин, армяне считали, что он азербайджанец, грузины тоже принимали явно не за своего… И всем было приятно. Особенно мне». [источник]
«Я не сыграл всего того, что мог бы сыграть. Мне всегда не хватало хороших ролей. А плохую зачем играть?». [источник]
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», к/с «Мосфильм», 1966, реж. Л. Гайдай
«На волне успеха „Кавказской пленницы“ мы решили снять продолжение. Вы помните, чем кончается „Кавказская пленница“? Судом над Сааховым. Значит, какое у него будущее? Правильно, лагерь! А после освобождения он возвращается на родину и видит, что теперь Нина занимает его должность. Уже был готов сценарий, но нам запретили категорически: какой лагерь! Ни в коем случае! Мы уговаривали: да мы так сыграем, что народ в тюрьму сам добровольно побежит. Но фильм так и остался на бумаге». [источник]
«Главные ценности, я считаю, — это доброта, сострадание и честность». [источник]