Как нашли исполнительницу главной роли, кто пел в фильме и почему мисс Эндрю сыграл мужчина…
Все началось с того, что сценарист Владимир Валуцкий написал сценарий по мотивам популярных произведений английской писательницы Памелы Трэверс о волшебной няне Мэри Поппинс. Взяться за съёмки фильма с радостью согласился режиссёр Леонид Квинихидзе, которому очень нравилось работать с музыкальным материалом. Он снял «31 июня», «Соломенную шляпку» и «Небесные ласточки», и новый фильм задумал сделать в том же ключе, несмотря на то, что сценарий этого не предполагал.
«Мэри Поппинс, до свидания», к/с «Мосфильм», 1983, реж. Л. Квинихидзе
Квинихидзе обратился за помощью к своему другу — композитору Максиму Дунаевскому. Совместно с поэтом Наумом Олевым они написали шесть песен, и потом Дунаевский назвал музыку к «Мэри Поппинс» своим лучшим творением, где проявил все свои интересы и воплотил в жизнь все идеи — от симфонической музыки до рока. Об одной вещи Максим Дунаевский тогда не сказал режиссёру фильма — музыку он писал под свою жену. Тогда он был женат на актрисе Наталье Андрейченко и очень хотел, чтобы главную роль сыграла именно она…
«Мэри Поппинс, до свидания», к/с «Мосфильм», 1983, реж. Л. Квинихидзе
Леонид Квинихидзе утвердил на роль няни-волшебницы Анастасию Вертинскую. Уже начались съёмки с её участием, как вдруг актриса начала придираться к персонажу. Ей не нравилась ни сама Мэри Поппинс — она считала её странной дамочкой, ни её песни, ни музыка… Работа не клеилась, и режиссёр решил с ней расстаться. И вот тогда Максим Дунаевский и предложил режиссёру попробовать на роль Андрейченко, которая очень хотела сыграть в фильме. Квинихидзе знал актрису, но не мог представить её в роли утончённой Мэри — Андрейченко тогда была настоящей пышкой. Он поставил ей задачу — похудеть за две недели, подозревая, что ничего не получится и продолжая подбирать актрис. Каково же было его удивление, когда через две недели он увидел Андрейченко, которая за этот срок сбросила около 15 килограмм! Кстати, свой секрет она так и не раскрыла.
«Мэри Поппинс, до свидания», к/с «Мосфильм», 1983, реж. Л. Квинихидзе
Дольше всего искали актёров на роли юных Бэнксов. У Квинихидзе были жёсткие требования — дети должны быть пластичными, музыкальными и очень работоспособными, так как график предполагал съёмки и по двенадцать часов в день. На роль Джейн утвердили балерину Анну Плисецкую — племянницу знаменитой Майи Плисецкой. Её дядя ставил для фильма танцы, и посоветовал взять Анну как трудоголика и профессионала, который всегда сможет сымпровизировать… На роль Майкла взяли Филиппа Рукавишникова — сына подруги Анастасии Вертинской. Окончательный выбор сделала Анна — ей показали несколько кандидатов и спросили кого бы она хотела видеть своим «братом», она выбрала весёлого Филиппа.
«Мэри Поппинс, до свидания», к/с «Мосфильм», 1983, реж. Л. Квинихидзе
Для исполнения песен нужен был звонкий мелодичный голос. Барабанщик группы «СВ», которая записывала музыку для фильма, предложил композитору Дунаевскому прослушать свою жену — 24-летнюю певицу Татьяну Воронину. Песни в исполнении Ворониной звучали отлично, но было заметно, что голос абсолютно не соответствовал голосу Натальи Андрейченко. Сроки поджимали, искать новую певицу времени не было, и тогда актриса пообещала, что будет в кадре говорить более высоким голосом, чем у неё на самом деле… Сразу после выхода фильма «Мэри Поппинс, до свиданья» Татьяна Воронина оставила сцену ради церковного хора. Её муж сначала был звонарём, а позже получил сан и стал настоятелем Троицкой церкви. Такой крутой поворот Татьяна Воронина потом связывала с исполнением песни «Ветер перемен».
«Мэри Поппинс, до свидания», к/с «Мосфильм», 1983, реж. Л. Квинихидзе
Роль мистера Эй очень хотел сыграть Александр Абдулов, но утвердили эстонского актёра Лембита Ульфсака. В нем было больше чудачества, он больше походил на английского джентльмена и отдалённо напоминал Джона Леннона. Говорил и пел мистер Эй голосом Павла Смеяна. Кстати, в песне «Непогода» на бэк-вокале звучит голос тогда еще неизвестной певицы Натальи Ветлицкой, которая была женой Смеяна.
«Мэри Поппинс, до свидания», к/с «Мосфильм», 1983, реж. Л. Квинихидзе
На роль мисс Эндрю режиссёр решил пригласить мужчину — в книге она была описана такой отвратительной особой, что Квинихидзе не стал предлагать эту роль женщинам. Он предложил сыграть злую няню Олегу Табакову, известному любовью к хорошим шуткам, и тот радостно согласился. Для полного перевоплощения ему даже не понадобилось сложного грима — достаточно было макияжа, всё остальное сделала актёрская игра. Для работы над ролью актёр, по его признанию, наблюдал за собственной тёщей… Ему так понравился образ вредной мисс, что он освоил маникюр, хождение в туфлях и постоянно придумывал для неё новые идеи. Однажды пришёл с металлической фиксой на зубе, но режиссёр попросил её снять — в таком виде «мисс» была похожа на уголовницу…
«Мэри Поппинс, до свидания», к/с «Мосфильм», 1983, реж. Л. Квинихидзе
Все съёмки проходили на «Мосфильме» — улицу Вишнёвую сделали в павильоне, пруд, аллеи и беседка тоже находились на территории киностудии. Специально для сцены приезда мисс Эндрю тщетно искали английскую машину «Астон Мартин», но в результате суровая мисс приехала на немецком «Мерседесе».