Ко дню рождения поэта, актёра и певца!
Отец Высоцкого настаивал на том, чтобы сын получил техническое образование. Будущий актёр за компанию с другом детства Игорем Кохановским поступил в Московский инженерно-строительный институт, но проучился там до первой сессии. Высоцкий провёл полночи за чертежом, потом просто залил ватман чернилами и однозначно решил поступать в театральный. Его друг институт окончил, но по иронии судьбы стал поэтом-песенником. После института Кохановский уехал работать в Магадан, а Высоцкий написал на это событие песню «Мой друг уехал в Магадан», а потом посвятил другу еще четыре произведения.
«Саша-Сашенька», к/с «Беларусьфильм», 1966, реж. В. Четвериков
Родители были категорически против актёрской профессии, поддержал его только один человек — мачеха. После развода родителей Высоцкий несколько лет жил в Германии с отцом и его второй женой, которая увидела в нём интерес к музыке, настояла, чтобы он занялся ей серьёзно, и наняла репетитора по игре на фортепиано. Чтобы мальчику было не скучно, она стала и сама заниматься, предложив ему соревнование — кто быстрее начнет играть.
«Карьера Димы Горина», к/с им. М. Горького, 1961, реж. Ф. Довлатян, Л. Мирский
Владимир Высоцкий часто посвящал песни друзьям и коллегам. Для актёра Ивана Бортника была написана песня «Письмо другу», полное название которой «Письмо Ване Бортнику из Парижа». Коллеге Всеволоду Абдулову он посвятил песню «Дела», на 50-летие Олега Ефремова поэт написал песню «Мы из породы битых, но живучих». Многие считают, что песню «Она была в Париже» поэт посвятил своей жене Марине Влади, но на самом деле она была написана ещё до их знакомства в честь Ларисы Лужиной, которая ездила на Каннский кинофестиваль. На звание героини песни «Скалолазка», которая была написана для фильма «Вертикаль», претендовало сразу несколько женщин — актрисы Маргарита Кошелева, Светлана Лепко и Людмила Спартак и мастер спорта по альпинизму Мария Готовцева.
«Вертикаль», Одесская к/с, 1967, реж. С. Говорухин
Как-то в молодости Владимир Высоцкий устроил дебош в ресторане гостиницы и у него не было денег, чтобы оплатить ущерб — тогда еще он не был известным актёром, его имя даже не упоминали в титрах. Ему пригрозили выселением из гостиницы и сообщением на студию о скандале, и он попросил помочь первую попавшуюся девушку. Она была тоже актрисой, которая снималась с ним в одном фильме «713-й просит посадку», но лично они не были знакомы. Денег у девушки не оказалось, но она отдала ему свой золотой перстень с аметистом… Высоцкий передал его администрации ресторана в качестве залога, а на следующий день выкупил. Девушкой была актриса Людмила Абрамова, которая вскоре стала второй женой Высоцкого.
«713-й просит посадку», к/с «Ленфильм», 1962, реж. Г. Никулин
Все режиссёры, которые работали с Высоцким, знали, что он был сложным актёром. Не в плане сложностей в общении, а в плане «перетягивания одеяла». На съёмках он импровизировал, спорил с режиссёрами, пытался переставить сцены по-своему и не выносил дублей — считал, что один тот же момент нельзя прожить дважды. На съёмках фильма «Место встречи изменить нельзя» Владимир Высоцкий даже дорвался до режиссёрского кресла — Станислав Говорухин уезжал в командировки и оставлял актёра за главного. Киногруппа потом жаловалась режиссёру, что Высоцкий со своим энтузиазмом их загонял и замучил…
«Маленькие трагедии», к/с «Мосфильм», 1979, реж. М. Швейцер
У Высоцкого всегда было много поклонников и особенно поклонниц. Когда снимали «Место встречи изменить нельзя» — милиция оцепила район съёмок, так как фанаты узнали, что на съёмочной площадке их кумир. Одной девушке все-таки удалось прорваться за оцепление и подойти к любимому актёру, но от восторга она не смогла сказать ни слова и просто… вцепилась зубами в кожаное пальто Жеглова. Её быстро отцепили, а разозлённый Высоцкий обозвал ее «бешеной стервой».
«Место встречи изменить нельзя», Одесская к/с, 1979, реж. С. Говорухин
Высоцкий сыграл в кино около тридцати ролей, но считается, что список несыгранных ролей у него гораздо больше. Где-то он не проходил пробы, от чего-то отказывался сам, но чаще его запрещали худсоветы… Среди ролей, которые мог бы сыграть Высоцкий: сотник из фильма «Андрей Рублёв», генералы Чарнота или Хлудов из «Бега», Остап Бендер из «Золотого телёнка» и «Двенадцати стульев» Леонида Гайдая, Пугачёв из «Емельяна Пугачева», Д′Артаньян из фильма «Д′Артаньян и три мушкетера» и многие другие. Он был утверждён на роль Крестовского в фильме «Земля Санникова», но на радио «Немецкая волна» вышла программа с его песнями, в которой Высоцкого назвали бунтарём и диссидентом, — и его кандидатуру тут же заменили.
«Короткие встречи», Одесская к/с, 1967, реж. К. Муратова
Владимир Высоцкий несколько раз участвовал в записи радиоспектаклей и работал на озвучании мультфильмов, а первый раз голос двадцатилетнего студента прозвучал в хоре сорняков в мультфильме «Чудесница». Его же голосом должен был говорить Волк из мультфильма «Ну, погоди!» — режиссёр Вячеслав Котёночкин приезжал к актёру в Театр на Таганке и заручился его согласием. Но на прошедшем недавно пленуме ЦК ВЛКСМ кто-то назвал Высоцкого «одиозной фигурой», и на худсовете режиссёру отказали в утверждённой кандидатуре. Волка озвучил Анатолий Папанов, но в первой серии прозвучал фрагмент песни Высоцкого «Если друг оказался вдруг…»
«Плохой хороший человек», к/с «Ленфильм», 1973, реж. И. Хейфиц
Высоцкий очень любил машины и скорость. Эти опасно совместимые понятия привели к тому, что он разбил несколько машин, в том числе и очень дорогих. Таким был знаменитый на всю Москву «Мерседес» или французская машина «Рено», которую Марина Влади получила за съёмки в рекламе и решила подарить мужу. В первый же день Высоцкий въехал на ней в автобус… В Париже актёр жил у Влади, и, припарковавшись у её дома, по советской привычке начал свинчивать дворники и зеркала. Это заметил патрульный полицейский и задержал Высоцкого. Марина Влади в окно увидела инцидент, выбежала и объяснила, что это его машина, просто в СССР таким образом борются с воровством.
«Хозяин тайги», к/с «Мосфильм», 1968, реж. В. Назаров
Владимир Высоцкий несколько раз становился жертвой грабителей. В Сочи у него украли из гостиницы чемодан с вещами и документами. Высоцкий пошёл в милицию, написал заявление и взял справку о том, что украден паспорт. Вечером вернулся в номер, где нашел сверток и записку: «Дорогой Владимир Семёнович, прости, джинсы уже продали. Вещи и документы возвращаем!». А вот в Смоленске у Высоцкого и Влади вытащили чемодан из машины. Там была дорогая шуба и пластинки с записями, за которые Высоцкий особенно переживал. Милиция сработала быстро и через четыре часа вора уже задержали. Высоцкий и Влади подарили следователю фотографию с автографами, он хранил её в своем рабочем кабинете, но через какое-то время эту фотографию у следователя… украли.
«Интервенция», к/с «Ленфильм», 1968, реж. Г. Полока
Власти никак не могли определиться в отношении Высоцкого — как певца и актёра его любили во всех кругах, но в идеологию он не вписывался. Его не приняли ни в один творческий союз, ему запрещали петь свои песни с экрана и выпускать сборники стихов, он не получил ни одного звания и режиссёрам порой приходилось преодолевать массу препятствий, чтобы снимать актёра в своих фильмах. Высоцкий сам очень интересовался режиссурой, писал сценарии, но ни один не был принят в работу. Было только одно исключение — ему разрешили съёмки фильма «Зелёный фургон». Начало работы запланировали на осень 1980-го года, Высоцкий сел за сценарий, но планам не суждено было сбыться…