Добрый и честный Трошкин, Король-самодур или хитрый Уэф — почти все комедийные персонажи актёра были философами, а отрицательные герои сражали обаянием…
Комедия «Полосатый рейс» была далеко не первым фильмом Евгения Леонова, но именно с хитрого Шулейкина началась у актёра череда главных ролей, среди которых не было ни одной неудачной. А ведь пока Владимир Фетин не открыл в нем прекрасного комедийного актёра — режиссёры не знали, что делать с таким негероическим типажом и снимали его в небольших ролях второго плана.
Во время работы над «Полосатым рейсом» режиссёр Владимир Фетин разглядел в актёре не просто комика, а очень одарённого человека, которому надо дать возможность раскрыться. Поэтому три года спустя он предложил Леонову сложную драматическую роль в «Донской повести» по рассказам Шолохова. Худсовет уже успел утвердиться во мнении, что Леонов чисто комический актёр и считал, что с драмой ему не справиться, но режиссёру удалось «пробить» кандидатуру. Несмотря на то, что Леонов своей игрой доводил для слёз целые залы, таких трагичных героев как Яков Шибалок у него почти не было… В драмах актёр снимался мало, но зато после Шибалка даже в комедийных героях Леонова была своя слегка грустная философия.
«Донская повесть», к/с «Ленфильм», 1964, реж. В. Фетин
Актёру предстояло играть воюющего за Советскую власть казака, чья жена оказалась предательницей — она сдала белым информацию об отсутствии боеприпасов в отряде Шибалка. Узнав правду, Яков расстреливает женщину и остаётся один с маленьким сыном… Леонов рассказывал: «Когда раздался звонок из Ленинграда и родной голос режиссера Фетина сообщил, что для меня есть роль в его новом фильме, я не без ужаса подумал: каких еще хищников придется мне укрощать? И вдруг слышу: по рассказам Шолохова… „Донская повесть“… Шибалок… Я замер: ну, думаю, это похуже хищников…». За роль Шибалка Евгений Леонов получил сразу две кинопремии — на Всесоюзном фестивале в Киеве и на Международном фестивале в Нью-Дели. Позже ему предстоит сыграть ещё одного отца-одиночку — кларнетиста Сарафанова в комедии «Старший сын».
Сценарий комедии о воспитателе детского сада Трошкине, который временно выдавал себя за матёрого рецидивиста, Георгий Данелия и Виктория Токарева писали сразу под Евгения Леонова. Правда, в первой версии сценария он был майором милиции, но по требованию чинов из МВД профессию герою поменяли, чтобы не возникали сомнения в системе правосудия СССР. Воспитатель детского сада под фактуру Леонова подошёл ещё лучше, а вот в образе такого уголовника, как Доцент, актёру бывать ещё не приходилось.
Фразы Короля или «нашего Королька» из «Обыкновенного чуда» моментально разошлись на цитаты. Сурово насупленный Евгений Леонов в короне не по размеру то обещал всех покарать, казнить и сжечь, то хватался за сердце от переживаний: «То ли музыки и цветов хочется, то ли зарезать кого-нибудь…». Его Король был хоть и отрицательным персонажем, но очень милым, и к тому же любящим отцом. Свои угрозы Король произносил бормочущим голосом Винни-Пуха, что только подчёркивало характер героя и усиливало комедийный эффект.
Ещё один суровый герой в исполнении Евгения Леонова — хитрый и грубый инопланетянин Уэф. Когда фильм «Кин-дза-дза» вышел в прокат, то занял только 14 место в прокате. Зрители ожидали лёгкую комедию с участием Евгения Леонова и Юрия Яковлева, а не фантастическую антиутопию, где мэтры в ролях инопланетян будут ходить несусветных нарядах, говорить на тарабарщине и делать «„ку“ два раза»… Неожиданно через несколько лет антиутопия пережила второе рождение, зрители оценили завуалированную сатиру, цитаты стали встречаться всё чаще, и «Кин-Дза-Дза» стала «золотым» кинохитом.
«Кин-дза-дза!», к/с «Мосфильм», 1986, реж. Г. Данелия
Мало кто тогда знал, насколько тяжело дались съёмки Евгению Леонову. К тому времени он перенёс несколько операций на сердце, чувствовал себя не очень хорошо, а работать приходилось в Каракумах при неимоверной жаре. Несмотря на всё это, актёр ни разу не пожаловался на условия и более того — подбодрял всех недовольных и уставших.
Он же и придумал название фильму. Актёр качался в гамаке и напевал какую-то ерунду: «У меня в портфеле-феле-феле кинза-дза-дза…», режиссёр решил, что это слово идеально подходит под фантастическую историю. Кстати, Леонову довелось спеть и в фильме — свою любимую песню «Мыла Марусенька белые ноги» актёр пел в каждом фильме Георгия Данелии.