Изначально фильм должен был называться «Густав». Сценарий для него писался целый год и к нему приложило руку большое количество людей — любой член съёмочной группы имел право внести своё предложение. В результате сценарий исправляли, переписывали и дописывали 109 раз! Режиссёр фильма Алексей Учитель рассказывал, что статистику они начали вести примерно на семидесятой версии. Во время съёмок работа над сценарием продолжалась, так как каждый актёр вносил что-то новое в образ своего героя и в сцены с его участием.
Снимать планировали в Кемеровской области, но возникли сложности с переправкой техники. Тогда декорации таёжного посёлка построили недалеко от Санкт-Петербурга, а всю природу ездили снимать в Карелию. Для съемок на железной дороге перекрыли часть направления Санкт-Петербург — Псков и старались работать в то время, когда по нему не ходят поезда и электрички. Проблем всё равно не удалось избежать — местные жители, разозлённые перебоями в движении, несколько раз забрасывали паровозы камнями.
«Край», ТПО «Рок», АО «Первый канал», 2010, реж. А. Учитель
То, что главная роль будет предложена Владимиру Машкову, режиссёр решил после первого же прочтения сценария. Машков сразу согласился и в дальнейшем стал фактически соавтором фильма — участвовал в кастинге, придумывал сцены и трюки, которые сам же и выполнял. На роль немки Эльзы режиссёр искал актрису в театральных вузах Берлина — сначала предполагалось, что героине будет 16−17 лет. Подходящей кандидатуры не нашлось и тогда начали искать среди девушек постарше, в том числе и среди русских актрис. На роль была утверждена немецкая театральная актриса Аньорка Штрехель, чью фотографию режиссёр увидел на кинофестивале в Карловых Варах.
«Край», ТПО «Рок», АО «Первый канал», 2010, реж. А. Учитель
Для роли Игната Владимир Машков учился водить паровоз, да не просто паровоз, а настоящий музейный экспонат! После съёмок актёр даже получил удостоверение машиниста. В фильме «снимались» довоенные локомотивы, которые после съёмок стали нуждаться в ремонте — гоняли на них по-настоящему, а техника была хоть и восстановленная, но всё равно очень старая. Самый старший из паровозов, который ласково назывался «Овечка», был 1905 года выпуска и прошёл Финскую и Вторую мировую войны, а самый младший, «Серго Орджоникидзе» 1941 года выпуска, участвовал в Сталинградской битве. К паровозам относились как к живым существам, Алексей Учитель говорил, что они могли злиться, шипеть и сходить с рельсов, а могли быть добрыми и помогать актёрам.
Многие трюки снимались без дублёров — Владимир Машков сам падал с 20-метровой высоты без страховки, участвовал в гонках на паровозах и «тонул» в реке, участница массовки получила небольшой ожог, выбегая из по-настоящему горящей бани, сцена с паровозом на ломающемся мосту снималась без спецэффектов. На съёмочной площадке всегда дежурила скорая помощь, и врачи спрашивали какие сцены будут снимать, чтобы знать к чему готовиться. Однажды скорая помощь чуть было не понадобилась Владимиру Машкову — каскадёры пропустили момент, когда актёра надо было вылавливать из бурного течения реки и его понесло к порогам… Хорошо, что успели вовремя спохватиться, да и актёр физически подготовлен.
«Край», ТПО «Рок», АО «Первый канал», 2010, реж. А. Учитель
В съёмках фильма принимал участие настоящий медведь. Степан — настоящая кинозвезда, работавшая со знаменитыми режиссёрами — он снимался в «Сибирском цирюльнике» у Никиты Михалкова, в «Царе» у Павла Лунгина, а после съёмок у Алексея Учителя сыграл главную роль у Юрия Быкова в одной из новелл новогодней комедии «Ёлки 1914». Машков рассказывал, что добрый и компанейский медведь любил умять баночку шпрот, а потом дружески облизывать актёров.
«Край», ТПО «Рок», АО «Первый канал», 2010, реж. А. Учитель