Спецпроект «История нашего кино»! Читайте интересные факты и выбирайте любимые фильмы на странице нашего проекта!
Музыкальные фильмы пришли на киноэкраны с театральных сцен. Основой жанра считаются американские мюзиклы или, как их называли в 1930-х годах, комические оперы, и французские оперетты. У них было много общего, но в опереттах участвовали профессиональные оперные певцы, а в мюзикле — поющие драматические актёры и эстрадные исполнители.
Советские музыкальные фильмы начали снимать сразу же после появления звукового кино. Первым режиссёром, освоившим этот жанр, стал Григорий Александров. Он четыре года ездил по европейским и американским киностудиям, а за рубежом бум на киномюзиклы начался еще в конце 20-х годов — это был действенный способ популяризировать звуковое кино. Именно этот опыт Александров привёз в СССР и в 1934 году снял по американским канонам музыкальный фильм «Весёлые ребята». Главные роли сыграли популярный певец Леонид Утёсов и Любовь Орлова, музыку для фильма писали Исаак Дунаевский и Василий Лебедев-Кумач. Фильм имел оглушительный успех и у советских зрителей, и за рубежом, где его показывали под названием «Москва смеётся».
«Весёлые ребята» положили начало жанру музыкальных комедий в советском кино, а песни из фильма ещё долго играли из каждого радиоприёмника и даже дожили до выпуска на аудиокассетах. Главными композиторами 30−40-х годов были Тихон Хренников и Исаак Дунаевский.
Популярность «Весёлых ребят» была так велика, что до начала 40-х годов половина комедий была именно музыкальными: «Волга-Волга», «Цирк», «Вратарь», «Трактористы», «Свинарка и пастух» и многие другие. А вот вышедшей в начале войны комедии «Сердца четырёх» не повезло — она отправилась на полку из-за того, что один из героев был военным, и это посчитали неуместным в столь легкомысленном жанре.
Музыкальные комедии вернулись сразу после войны. Появился новый вид музыкальных фильмов — экранизация оперетты. Первой была «Сильва» 1945 года, которая стала настоящим культурным событием. Красивые интерьеры, легкий сюжет, роскошные голоса оперных певцов и певиц — все это производило неизгладимое впечатление на зрителей. В дальнейшем экранизации оперетт проигрывали по популярности музыкальным фильмам, но их и снимали не часто.
Время было тяжелым, все силы уходили на восстановление промышленности и сельского хозяйства, а эмоциональные, поющие, танцующие, смеющиеся герои отвлекали зрителей от насущных проблем и поддерживали веру в лучшее. В качестве музыкального сопровождения были уже не только песни в исполнении героев, но и хоры и просто закадровая музыка. В начале 50-х была популярна деревенская тема, как в «Кубанских казаках» или «Свадьбе с приданным», а в 1956 году Эльдар Рязанов снял «Карнавальную ночь» и задал новый тон — в фильмах стала чаще звучать эстрадная музыка. Одним из последних представителей деревенского «мюзикла» стала «Свадьба в Малиновке».
В целом в 60-х музыкальных фильмов стали снимать меньше, чем в предыдущие годы, но зато режиссёры комедий, мелодрам и детских фильмов с удовольствием использовали музыкальные вставки, которые не были непосредственной частью сюжета. Пели герои «Бриллиантовой руки», «За двумя зайцами», «Кавказской пленницы, или Новых приключений Шурика», «Я шагаю по Москве», «Вертикаль» и многих других. Для любителей музыки отдельно выходили фильмы-концерты и экранизации опер — «Пиковая дама», «Хованщина», «Отелло» и другие.
Второй расцвет жанра пришёлся на 70-е, когда появились экранизации водевилей и оперетт режиссёров Леонида Квинихидзе и Яна Фрида, а также музыкальные фильмы Георгия Юнгвальд-Хилькевича. За 10 лет вышли почти все самые известные сейчас музыкальные фильмы — «Ах, водевиль, водевиль», «Карнавал», «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки», «31 июня», «Мы из джаза», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Д'Артаньян и три мушкетёра», «Двенадцать стульев» режиссёра Марка Захарова, «Женщина, которая поёт», «Обыкновенное чудо», «Начни сначала» — почти бесконечный список. В 1975 году вышла драма «Табор уходит в небо» и стала едва ли не единственной музыкальной драмой в советском кино… Фильм был очень популярен, но режиссёры не решались повторять этот эксперимент.
В музыкальном мире сложилась целая каста кинокомпозиторов, к которым отношение было двоякое — многие считали, что это чуть ли не предательство профессии. Однако писать музыку для фильмов было очень прибыльно — композиторам платили поминутно, и поэтому популярность музыкального жанра они горячо поддерживали. После премьер песни звучали на радио, выпускались на пластинках и аудиокассетах и до сих пор их поют, перепевают и записывают ремейки уже современные певцы. Незабываемые хиты писали Александр Зацепин, Исаак и Максим Дунаевские, Геннадий Гладков, Алексей Рыбников, Евгений Дога, Владимир Дашкевич, Микаэл Таривердиев и другие.
Последние известные музыкальные фильмы были сняты в перестроечное время, но это была уже принципиально другая музыка и другие музыканты. Романсам и водевилям пришлось потесниться, чтобы дать место электронной и рок-музыке, а среди композиторов появились представители субкультуры — Борис Гребенщиков, Виктор Цой, Юрий Чернавский, Сергей Курёхин. Постепенно стало исчезать и само понятие отечественного музыкального фильма. Отнести к этому жанру «Ассу», «Брат» и даже «Брат — 2» уже сложно, хотя это именно музыкальные драмы.
В «нулевых» нишу плотно заняли пришедшие в Россию бродвейские мюзиклы и их экранизации, соперничать с которыми было очень сложно. Воскресить отечественные музыкальные фильмы попытался Валерий Тодоровский, снявший музыкальную трагикомедию «Стиляги», но, несмотря на большой успех, вернуться этот жанр в современное кино пока не смог.