Спецпроект «История нашего кино»! Читайте интересные факты и выбирайте любимые фильмы на странице нашего проекта!
Самая романтичная киностудия СССР была создана в 1917 году. Её основателями были Александр Ханжонков и Иосиф Ермольев, оставившие после революции свои московские кинофабрики.
В 1917 году Ханжонков и Ермольев забрали, что смогли, с московских студий и переехали в Ялту. У Ханжонкова здесь уже был свой съёмочный павильон — когда-то он снимал здесь фильм «Оборона Севастополя», влюбился в эти места, купил участок земли и мечтал отстроить русский Голливуд. Ермольеву же пришлось создавать новое киноателье с нуля. Спокойной жизни и Голливуда не получилось, в 1919 году началась национализация и кинематографисты второй раз лишились своего дела.
На юге бушевала Гражданская война, власть то и дело переходила от «белых» к «красным» и обратно, и первое время всем было не до кино. Национализированные киностудии работали в прежнем режиме до начала 20-х годов, и только после разгрома армии Врангеля новая власть обратила на них внимание. Сторонники белогвардейцев Ермолин и Ханжонков сразу эмигрировали: первый уехал в Париж, второй — в Константинополь, правда, потом вернулся и жил в Ялте до самой смерти.
Единая государственная Ялтинская кинофабрика заработала в 1922 году как часть Всеукраинского фотокиноуправления. Вообще, это была её судьба — переходить из рук в руки и быть съёмочной базой для других киностудий. Прекрасной базой, которую все очень любили, но самостоятельности не давали.1930 году она вошла в трест «Востоккино», в 1936 перешла в ведение «Союздетфильма», с 1951 года принадлежала «Мосфильму». С 1957 по 1963 год работала как независимая «Ялтинская киностудия художественных фильмов», а потом была отдана киностудии им. Горького. В 1988 году ещё раз получила независимость, но тоже ненадолго.
Налаживать кинопроизводство на Ялтинской киностудии прислали одного из первых советских режиссёров Владимира Гардина. В 1922 году он снял на студии первый для неё фильм «Последняя ставка мистера Эниока» по рассказу Александра Грина. Картина не сохранилась, но известно, что писатель был очень расстроен увиденным и попросил снять его имя из титров.
Гардин позвал на киностудию режиссёров Якова Протазанова, с которым уже работал в Москве, и Всеволода Пудовкина. В интерьерах Воронцовского дворца Протазанов снял популярную комедию «Праздник святого Иоргена» с Игорем Ильинским в главной роли. Как и почти все ялтинские достопримечательности, этот дворец потом неоднократно появлялся в разных фильмах разных режиссёров — от «Алых парусов» до «Десяти негритят». Архитектура и природа позволяли снимать здесь любую эпоху и любую страну, декораторы с лёгкостью дорабатывали виды до средневековой Европы, Дикого Запада, Багдада или сказочных и инопланетных земель. Не зря именно здесь любили снимать романтические экранизации, фантастику и сказки.
Несколько лет на Ялтинской киностудии работала учебная база для съёмочных групп из Средней Азии. Тогда её передали тресту «Востоккино» и с национальных киностудий Узбекистана, Туркмении, Казахстана и Киргизии в Ялту поехали будущие монтажёры, операторы, костюмеры, осветители и другие специалисты второго звена. В «азиатский» период киностудия выпускала драмы о борьбе восточных народов за независимость и свободу от традиционных устоев.
На смену «Востоккино» пришёл «Союздетфильм» и пятнадцать лет Ялтинская киностудия была в прямом смысле волшебным местом. Здесь очень любил работать Александр Роу, который подолгу жил в Ялте и снял здесь почти все свои сказки, начиная с первой — «По щучьему веленью» 1938 года.
За последующие пять «мосфильмовских» лет на Ялтинской киностудии снимали в основном экранизации классической литературы: «Дон Кихот», «Белый пудель», «Двенадцатая ночь», «Овод», «Ромео и Джульетта», а также «Корабли штурмуют бастионы», «Адмирал Ушаков», «Илья Муромец» и многие другие.
Потом был непродолжительный период, когда Ялтинская киностудия занималась выпуском собственных фильмов. За этот период вышло около 20 лент, среди которых «Дом с мезонином» по рассказу Чехова, военная драма «Грозные ночи», детский приключенческий фильм «Друзья-товарищи» и молодёжная мелодрама Якова Сегеля «Прощайте, голуби». На студии была сильная техническая и профессиональная база, и все готовились ко взлёту, составляли съёмочные планы на несколько лет вперёд, но с 1963 года она стала филиалом Киностудии им. Горького и снова превратилась в место работы для съёмочных экспедиций.
«Человек-амфибия», «Алые паруса», «Садко», «Остров сокровищ», «Пираты XX века», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Человек с бульвара Капуцинов», «Через тернии к звёздам» и ещё десятки фильмов были сняты на базе Ялтинской киностудии в разные годы. При этом её участие иногда даже не упоминалось в титрах…
В 1988 году студия под новым названием «Ялтафильм» стала независимой, и первое время довольно успешно работала, хотя по-прежнему чаще предоставляла площадку для съёмочных групп. При поддержке киностудии снимали «Аварию — дочь мента», «Одиссею капитана Блада», «Ловушку для одинокого мужчины», из самостоятельных проектов вышла комедия «Мой муж — инопланетянин»… В Ялту приезжали снимать и в 90-е, в том числе и иностранные режиссёры. Правда, студии от этого выгоды было немного — съёмочным группам нужны были только пейзажи, а устаревшая техническая база и обветшавшие павильоны оставались невостребованными.
В «нулевых» Фёдор Бондарчук приезжал снимать «Девятую роту» и «Обитаемый остров», Гарик Сукачёв снял «Дом Солнца», вышли снятые в Ялте «Водитель для Веры» Павла Чухрая, «Пассажирка» Станислава Говорухина и другие популярные фильмы. Киностудия была сначала совместным российско-украинским предприятием, потом её выкупила частная российская компания, но состояние при этом не менялось — как кинопроизводственная база студия не использовалась и в реконструкцию никто не вкладывался.
Сейчас «Ялтафильм» принадлежит Министерству культуры Крыма и вокруг неё последнее время постоянно происходят судебные разбирательства. В ближайших планах есть полная реставрация и открытие анимационной студии, а о производстве собственного кино речи пока не идёт.