Александр Митта решил снять первый советский фильм-катастрофу после просмотра экранизации произведения Артура Хейли «Аэропорт». Голливудские фильмы в то время до советских кинотеатров доходили редко, и было решено создать свой блокбастер — остросюжетный фильм, действие которого строилось бы вокруг авиакатастрофы. Однако, Александр Митта знал, что нашему зрителю одних спецэффектов будет мало, поэтому он задумал снять это кино ещё в нескольких жанрах — мелодрама, комедия, бытовая драма и фантастика…
Картина «Экипаж» стала не только первым советским фильмом-катастрофой и первым фильмом с эротической сценой, но ёще и первым опытом продюсирования. Часть денег на съёмки выделила авиакомпания «Аэрофлот», правда, поставив несколько условий. Плюс к финансовой поддержке «Аэрофлот» предоставил съёмочной команде списанные самолёты и оборудование, освободил несколько взлётных полос и помещений. Кроме того, специалисты компании сделали несколько макетов самолётов для комбинированных съёмок.
«Экипаж», к/с «Мосфильм», 1979, реж. А. Митта
Первоначально у фильма была другая концовка. Героя Георгия Жжёнова отстраняли от полётов и он лежал в больнице, когда друзья попросили его перегнать самолёт. Он сбегал прямо в больничной пижаме, поднимался в кабину пилота, а там его встречали фронтовые друзья… В следующем кадре была снова больница и дочь героя говорила, что он умер. Госкино не разрешило оставить депрессивный финал. По секрету режиссёру рассказали, что накануне из проката убрали фильм «Градостроители» как раз из-за того, что Леонид Брежнев был возмущен смертью пожилого главного героя и воспринял это как намёк… Александр Митта очень расстроился, но финал изменил.
«Экипаж», к/с «Мосфильм», 1979, реж. А. Митта
На главные роли были подобраны Алексей Петренко, Николай Караченцов и Елена Проклова, но всё пошло не так… Алексей Петренко отказался сразу. Николай Караченцов накануне съёмок сказал, что может сниматься только один-два дня в неделю — у него съёмки в Белоруссии и большая занятость в «Ленкоме». Елена Проклова отказалась сниматься, когда её пригласили подписать контакт — её срочно ввели в спектакли вместо уехавшей актрисы. Николая Караченцова заменили Олегом Далем, который после двух недель съёмок сослался на плохое самочувствие и ушёл из картины.
После отказа Елены Прокловой на роль утвердили студентку Александру Иванес. Директор фильма поехал в театральное училище, чтобы отпросить девушку на съёмки, ожидая, что возникнут сложности — театральных студентов с трудом отпускали в кино. Но тут выяснилось, что Иванес уже отчислили за опоздания и срывы репетиций, и ректор очень не советовал брать её на съёмки: «Хлебнёте лиха!». Директор картины ректору не поверил, и Иванес начала сниматься… Съёмочной группе пришлось с ней очень нелегко — девушка вела себя так, как считала нужным. Последний скандал случился уже на стадии монтажа — актриса вышла замуж, но о том, что в титрах хочет быть Яковлевой, не говорила до тех пор, пока их не смонтировали…
«Экипаж», к/с «Мосфильм», 1979, реж. А. Митта
Знаменитую эротическую сцену снимали ночью на «Мосфильме». У Александры Яковлевой не возникло никаких проблем с обнажёнкой, а вот Леониду Филатову роль раскованного плейбоя давалась с трудом — в жизни он был совсем другим. Он наотрез отказался сниматься в постельных сценах без брюк, поэтому под простыней всегда был в джинсах… Сама сцена была гораздо дольше, но худсовет её не одобрил, и в фильм вошло только около 20% снятого материала. Но даже они произвели фурор среди зрителей и позволили называть скромную по меркам современного кино сцену «эротической».
«Экипаж», к/с «Мосфильм», 1979, реж. А. Митта
Чтобы снять пылающий самолёт в африканском аэропорту, пиротехники решили поджечь списанный Ту-114. Залили в самолёт солярку, проложили провода и начали ждать начала съёмок. Но провода дали искру и самолёт заполыхал. Все вокруг заволновались, срочно вызвали Митту, чтобы успеть снять пожар, но пока режиссёр ехал — самолёт успел незапланированно сгореть…
«Экипаж», к/с «Мосфильм», 1979, реж. А. Митта
От «главного героя» — самолёта Ту-154 для съёмок удалось найти только хвост. Самолет недавно вышел на трассы, и списанного авиатранспорта просто не было. Но выяснилось, что в Омске при посадке загорелся один из лайнеров и от него остался только фрагмент. Хвост привезли в московский аэропорт «Внуково» и снимали в нём сцену ремонта обшивки в воздухе. Анатолий Васильев якобы выбирался из летящего самолёта и под свист и рёв моторов, который имитировал мощный ветродув, ремонтировал лайнер…
Пока снимали хвост — появилось и «тело». В одном из самолётов разлилась ртуть, и его отправили на демеркуризацию. Режиссёр поехал на переговоры с министром авиации, чтобы до возвращения самолета «в строй» быстро отснять там несколько сцен. Министр разрешил с одним условием — снять такое же популярное кино, как «Небесный тихоход»…
«Экипаж», к/с «Мосфильм», 1979, реж. А. Митта