7 интересных фактов о фильме «Гусарская баллада»

11 июля 2017

Сценарий фильма был написан по пьесе Александра Гладкова «Давным-давно», которая с успехом шла в Театре Советской Армии. Для того, чтобы адаптировать пьесу к экранизации, Эльдару Рязанову предстояло сократить одни эпизоды и дописать другие, причем, дописать в стихотворной форме. Это было первым поэтическим опытом режиссёра, который сам взялся за сценарий фильма. Сначала он обратился к автору текста, но тот повёл себя странно — напрямую не отказывался, но всячески уклонялся от работы, вплоть до того, что просто исчезал без предупреждения. Режиссёр пообщался с актёром, который играл в этом спектакле, и тот подтвердил, что автор точно так же вёл себя и в театре, когда его просили что-то изменить, и ещё тогда появилось подозрение, что это пьеса на самом деле не Гладкова. Есть версия, что Гладков получил эту пьесу в тюрьме — первый раз драматург был осужден за кражу книг из Ленинской библиотеки, но на самом деле никто не знает отбывал ли он тот срок или был осуждён условно. Его биография вообще была полна домыслов и невыясненных обстоятельств.

«Гусарская баллада», к/с «Мосфильм», 1962, реж. Э. Рязанов

Идея фильма был одобрена чиновниками от кино, так как это было как раз накануне 150-летия Бородинской битвы. Но жанр вызвал активное сопротивление — выпускать к серьезному юбилею легкомысленную музыкальную комедию в Госкино не хотели. Эльдару Рязанову пришлось изрядно постараться, чтобы доказать, что фильм не очерняет и не обесценивает событие, а романтизирует и подчеркивает героизм гусар. Вторая волна протестов, уже со стороны руководства «Мосфильма», возникла, когда на роль Кутузова была предложена кандидатура Игоря Ильинского: комик не может играть великого полководца! Рязанову удалось убедить руководителя студии, что в комедии Кутузова играть должен только комик, но когда режиссёр приехал к Игорю Ильинскому — тот наотрез отказался от эпизодической роли. Пришлось Эльдару Рязанову снова уговаривать и убеждать…

«Гусарская баллада», к/с «Мосфильм», 1962, реж. Э. Рязанов

На главную роль Шурочки Азаровой режиссёр планировал взять Алису Фрейндлих, она несколько раз приезжала на пробы в Москву, и никто уже не сомневался, что роль будет её. Однако в последний момент на Шурочку была утверждена никому не известная второкурсница ГИТИСа Лариса Голубкина, для которой это стало первым появлением на экране. Перед Алисой Фрейндлих режиссёр извинился: «Ваша неистребимая женственность мне не годится. Мне нужен мальчик!». До Фрейндлих на роль Шурочки пробовались Людмила Гурченко, Валентина Малявина, Татьяна Никулина и даже Светлана Немоляева.

«Гусарская баллада», к/с «Мосфильм», 1962, реж. Э. Рязанов

В пьесе нет явных указаний на этот факт, но все говорит о том, что прототипом Шурочки Азаровой стала первая русская женщина-гусар, офицер Русской Императорской армии и участница Отечественной войны 1812 года Надежда Дурова. Она убежала из дома и, переодевшись в мужской костюм, уехала вслед за казачьим полком в качестве денщика. Позже попросилась на службу в уланский полк под видом молодого человека Александра. Не рассекреченной участвовала во многих битвах, была награждена солдатским Георгиевским крестом и произведена в унтер-офицеры. Раскрыл её тайну отец, потребовавший у одного из генералов вернуть дочь домой. Слух дошел до императора, который был настолько поражен самоотверженностью девушки, что перевел ее в Мариупольский гусарский полк в чине подпопучика под именем Александрова Александра Андреевича.

www.wikipedia.org

Нелегко было найти старую скромную усадьбу — небольшие поместья были уже уничтожены, а солидные и отреставрированные не подходили по сюжету. В результате была найдена красивая липовая роща с остатками «дворянского гнезда» — дома уже не существовало, были только полуразвалившая церковь и заросший пруд. Художники фильма взяли на себя большой труд, но пообещали сделать усадьбу. Церковь перестроили, пруд очистили, установили скульптуры, посадили цветы и получилось изящное поместье майора Азарова.

«Гусарская баллада», к/с «Мосфильм», 1962, реж. Э. Рязанов

Второй проблемой стал снег. К съемкам приступили в марте, и сначала все шло хорошо, а к середине съемок снег начал стремительно таять. Сначала снимали в тени, где он таял медленнее, потом стали снимать в глубине леса, потом снег начали подвозить на машинах… Эпизод ночной драки в усадьбе Азаровых снимали уже в конце апреля, когда снег было уже и подвозить неоткуда. Тогда двор засыпали опилками, перемешанными с мелом и нафталином, а крышу покрасили в белый цвет. От такой «зимы» у некоторых актёров началась аллергия.

«Гусарская баллада», к/с «Мосфильм», 1962, реж. Э. Рязанов

Когда готовый материал показали руководителю «Мосфильма» Ивану Пырьеву, то он пришел в ужас от вида партизан: «Где вы нашли эти сытые уродливые рожи?» — возмущался Пырьев. Дело в том, что актеры на свежем воздухе прекрасно питались, отсыпались и весело гуляли после съемок, так что выглядели очень довольными жизнью. Среди «партизан» был актёр Юрий Белов, который научился спать в седле в ожидании начала съемок. Этому приему он научил и остальных актёров, а сам развлекался тем, что ослаблял подпругу лошадей спящих товарищей и при малейшем движении лошади они падали вместе с седлом. В отместку коллеги однажды выстрелили ему в комнату из газового пистолета, и Белову пришлось выпрыгивать из окна в нижнем белье.

«Гусарская баллада», к/с «Мосфильм», 1962, реж. Э. Рязанов

ТЕСТ: Продолжи фразу из фильма «Гусарская баллада»!

Эльдар Рязанов

Эльдар Рязанов

Лариса Голубкина

Лариса Голубкина

Юрий Белов

Юрий Белов

Юрий Яковлев

Юрий Яковлев