Почему картину не пускали на экран, а композиторы отказывались писать музыку и какие письма получал режиссёр после премьеры
Майя Менглет училась на последнем курсе школы-студии МХАТ, когда режиссёр Станислав Ростоцкий пригласил её на пробы в «Дело было в Пенькове». Она приехала на киностудию с чемоданом, села на него и скромно ждала своей очереди, смотря как Тихонов пробуется с другими артистками. Ростоцкий, понаблюдав за девушкой, понял, что пробы можно не делать — вот такой тихой и непосредственной и должна быть Тоня… После премьеры Майя Менглет стала звездой — её портреты украшали кинотеатры и печатались на открытках, а её отца, народного артиста СССР Георгия Менглета, спрашивали не родственник ли он «той знаменитой Майи»
«Дело было в Пенькове», к/с им. М Горького, 1957, реж. С. Ростоцкий
Готовый фильм не пропустила цензура, посчитав, что картина позорит колхозников. Главный герой мало того, что не передовик, так ещё и изменщик, его жена чуть не становится отравительницей, а присланный возрождать село зоотехник Тоня не скрывает своей любви к женатому. И все трое слишком красивые для деревни! Режиссёр ещё во время съемок старался слегка «опростить», изменить своих утонченных героев — Светлану Дружинину буквально палкой отучал от балетной осанки и походки, Тихонову высветлял волосы и менял форму бровей, а дебютантка Менглет по роли была городской, поэтому ей позволялось быть непохожей на деревенскую девушку. Несмотря на возражения худсовета, фильм показали партийным боссам и те кино одобрили.
«Дело было в Пенькове», к/с им. М Горького, 1957, реж. С. Ростоцкий
Сниматься в роли Матвея начал утверждённый худсоветом Сергей Гурзо, но режиссёр неожиданно решил заменить его Вячеславом Тихоновым. Тихонов и Гурзо учились на одном курсе во ВГИКе и до этого случая были друзьями… Актёр никак не мог понять, что случилось, почему его внезапно сняли с роли и даже думал, что его оговорили. На самом деле причин было две: во-первых, режиссёр узнал, что Гурзо был пьющим актёром, а, во-вторых, он показал фотографии актёров Майе Менглет и Светлане Дружининой и спросил, с кем бы они поцеловались на завалинке, и обе единогласно выбрали Тихонова.
«Дело было в Пенькове», к/с им. М Горького, 1957, реж. С. Ростоцкий
Текст песни «Огней так много золотых» написал поэт Николай Доризо и долго не мог найти композитора, который сочинил бы музыку. Все отказывались, называя текст «аморальным». Композитор Кирилл Молчанов нашелся, когда съёмки уже закончились, и специально для того, чтобы песня вошла в фильм, пришлось доснять целую сцену. Чтобы это стало возможно, Молчанов и Доризо приехали к директору киностудии, зашли в кабинет и затянули про «улицы Саратова…» Они еще не успели закончить, как восхищенный директор воскликнул: «Волей, данной мне Богом и ЦК, переношу сроки сдачи фильма!» В фильме «Огней так много золотых» звучит в исполнении Людмилы Зыкиной и Екатерины Семёнкиной, а песню «От людей на деревне не спрятаться» поёт актёр Вячеслав Тихонов.
«Дело было в Пенькове», к/с им. М Горького, 1957, реж. С. Ростоцкий
Деревню Пеньково «сыграла» подмосковная деревня Кленково. Режиссёр отправил актёров учиться деревенскому быту — Дружина и Менглет осваивали дойку и прополку рассады, а Вячеслав Тихонов лучше всех вписался в деревенский быт — ходил с местными косить, учился работать на тракторе, строил вместе со всеми амбар и удивлял мужиков умением работать на токарном станке — мало кто мог поверить, что столичный красавчик до кино работал токарем на военном заводе. Местные жители снимались в эпизодах и массовых сценах, и даже ездили со съёмочной группой в соседнюю деревню — там был клуб, где снимали сцену лекции.
«Дело было в Пенькове», к/с им. М Горького, 1957, реж. С. Ростоцкий
После выхода фильма зрители засыпали режиссёра Станислава Ростоцкого просьбами переснять финал: «Сделайте так, чтобы Матвей не возвращался к жене!». Тем более, что повесть Сергея Антонова заканчивалась сразу после суда на Матвеем… Режиссёр даже засомневался поначалу, а потом сказал, что у фильма вообще нет финала: «Подобные истории были и будут случаться всегда. Так что пусть каждый сам додумывает судьбу героев, а я умываю руки».