Таинственное исчезновение музейных ценностей — популярный детективный сюжет, который может встречаться в фильме почти любого жанра от триллера до комедии. Не только в кино, но и в жизни чаще всего крадут картины — есть даже список самых похищаемых художников, который возглавляет Пабло Пикассо. Помимо картин, внимание музейных воров привлекало ещё множество охраняемых экспонатов… Посмотрим, как в каких фильмах и какими способами совершались дерзкие ограбления музеев.
«Возвращение «Святого Луки», к/с «Мосфильм», 1970, реж. А. Бобровский
Место нахождения картины: Музей западного и восточного искусства, Одесса.
В 1965 году министр культуры СССР Екатерина Фурцева заявила: «В Советском Союзе, в отличие от Запада, музеи не грабят». И через несколько недель из Пушкинского музея была похищена картина Франса Халса «Святой Лука»! Картину просто грубо вырезали из подрамника в санитарный день, когда музей был закрыт для посетителей… Этот факт моментально был засекречен.
Дело было раскрыто через полгода благодаря случайности. Картина понадобилась одному коллекционеру, и для осуществления своего плана он нашёл ранее судимого реставратора, который работал с Пушкинским музеем под «честное слово» и обещание принести диплом о высшем образовании, которого у него не было. На это и поймал его коллекционер, пообещав помощь с дипломом и деньги. Позже он отказался и от обещанного, и от картины — «Святой Лука» остался у похитителя, который простодушно пытался продать ее иностранцам на Калининском проспекте. Один из «иностранцев» оказался сотрудником КГБ… Дело раскрыли не только настоящие оперативники, но и полковник Зорин в фильме «Возвращение „Святого Луки“». В фильме детективная история закручена ещё интересней, чем было в жизни.
«Бандитский Петербург», к/к «Киномост», 2000, реж. В. Бортко, В. Сергеев, В. Фурман, А. Бенкендорф
Место нахождения картины: Эрмитаж, Санкт-Петербург.
В 1985 году в Эрмитаж прошёл мужчина, спросивший у смотрительниц, какая из картин музея самая ценная. Смотрительницы указали на «Данаю» кисти Рембрандта. Мужчина подошёл к картине, выплеснул на неё из принесённой склянки серную кислоту и порезал картину ножом. Сумасшедший любитель живописи был задержан и отправлен в психиатрическую лечебницу, а картина 12 лет находилась на реставрации… Сначала в музее хотели выставить копию, но всё-таки удалось восстановить подлинник.
Этот сюжет лёг в основу первой части сериала «Бандитский Петербург», завязанной на похищении картины Рембрандта «Эгина» из квартиры криминального банкира. А как она оказалась в квартире? Была украдена из музея. После нападения сумасшедшего с кислотой она отправилась на реставрацию к художнику, мастеру копий, работавшему на Эрмитаж. Копия в музей и вернулась и висела там, пока оригинал не украли из-под носа главных бандитов Петербурга.
«Старики-разбойники», к/с «Мосфильм», 1971, реж. Э. Рязанов
Место нахождения картины: Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Картину Рембрандта «Портрет молодого человека с кружевным воротничком» в жизни никто не крал — она висит в Эрмитаже. А вот в фильме «Старики-разбойники» именно на неё упал выбор без пяти минут пенсионеров Мячикова и Воробьёва, задумавших «ограбление века». Цель кражи была благородная — следователь Мячиков должен был раскрыть это дело и остаться на службе. Это было самое нахальное ограбление в советском кино! Друзья переоделись в технических рабочих, пришли с лестницей в зал и просто сняли картину, объяснив смотрительнице и посетителям, что ее отправляют на реставрацию… Конечно, такая ситуация возможна только в комедии — об отправке картин на реставрацию и о том, кто именно её заберёт, и какие нужны для этого документы, знают все сотрудники реальных музее. А вот то, что музей не разгласил факт кражи — вполне может быть, это удар по репутации…
«Корона Российской империи, или Снова неуловимые», к/с «Мосфильм», 1971, реж. Э. Кеосаян
Место нахождения: Алмазный фонд, Москва.
Большая императорская корона Российской империи сейчас находится под такой охраной, что ей мало что угрожает. А вот в фильме «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» она была легко похищена из советского музея. Атаман Бурнаш, штабс-капитан Овечкин, полковник Кудасов и аферист Нарышкин под руководством мьсе Дюка задумывают украсть корону, по официальной легенде, для коронации в наследника государя, а на самом деле, чтобы продать её в Америку и обвинить большевиков в расхитительстве народного достояния. Подосланный маленький бродяга проверяет наличие сигнализации, злодей подсматривают способ её отключения, а остальное — дело техники. Кража свершилась не по плану, и нарушение договорённостей приводит к расколу заговорщиков… В их похищениях короны друг у друга смогли разобраться «неуловимые»!
«Кража», к/с «Молдова-фильм», 1970, реж. А. Гордон
Статистика говорит, что в большинстве краж музейных ценностей замешаны сами сотрудники музеев. А ищут похищенное в первую очередь у частных коллекционеров… В детективе «Кража» сотрудник музея Алексей Буров одновременно является и известным коллекционером, поэтому после исчезновения из музея шпаги XVIII века подозрения падают на него. Тем более, что в его коллекции уже есть одна похищенная вещь — патриаршая панагия, которую он официально купил и, якобы, собирался отдать в музей… Во время обыска у Бурова находят и шпагу. Но, по законам детективного жанра, история не так проста — здесь был и более серьёзный заказчик, и женщина, которая связывается с бандой и подставляет бывшего любимого.
«И снова Анискин», к/с им. М. Горького, 1978, реж. М. Жаров, В. Иванов
Кто бы мог подумать, что внимание грабителей может привлечь деревенский музей прикладного искусства! Однако в детективе «И снова Анискин» кража происходит именно там. Похищен целый ряд ценных экспонатов — лучших образцов народных промыслов, а заодно были обворованы дома нескольких местных жителей. Незадолго до совершения преступления некий фотограф Чулымский запросил каталог музея у его директора Бережкова и вступил с ним в переписку о музейных экспонатах. Вскоре в деревне появился шабашник Молочков, а местная спекулянтка начала встречаться с загадочным Филином… Оказалось, что экспонаты деревенского музея имеют небывалую ценность, а грабитель очень хитёр. Раскрытие этого преступления становится одним из самых крупных дел Анискина!
Кстати, по изначальному сценарию, вор крал не деревенские экспонаты, а иконы из церкви…