Писатель и публицист Юлиан Семёнов был одним из первых журналистов, проводящих собственные расследования и основателем первого частного советского издания «Совершенно секретно», которое к сегодняшнему дню превратилось в крупный медиахолдинг. В 1986 году писатель стал президентом Международной ассоциации детективного и политического романа и главным редактором сборника «Детектив и политика», занимавшегося популяризацией в СССР детективного жанра.
Юлиан Семёнов выпустил более ста книг — рассказов, романов и пьес. По его произведениям было снято 20 популярных и любимых зрителям фильмов. Среди них:
«Петровка, 38», к/с им. Горького, 1980, реж. Б. Григорьев
Семёнову очень хотелось написать произведение на МУРовскую тему, но когда он озвучил задумку главному редактору журнала «Юность» — тот начал его отговаривать, а когда понял, что автор упорный, сказал: «Давайте, давайте. Будем печатать, если получится». В результате повесть «Петровка, 38» стала началом трилогии романов о работниках Московского уголовного розыска, правда, вышла не в «Юности», а в журнале «Москва» в 1963 году. В том же году в театре им. Пушкина был поставлен спектакль «Петровка, 38» с Николаем Прокоповичем и Валентином Буровым в главных ролях, а почти через 20 лет повесть экранизировали.
Писатель активно работал над фильмом — писал и правил сценарий, отсматривал пробы актеров, договаривался с сотрудниками МУРа, чтобы актеров познакомили с профессией и пустили в архивы.
«Петровка, 38», к/с им. Горького, 1980, реж. Б. Григорьев
Фильм снимали по одноименному адресу, на Петровке, 38, где в то время располагался МУР, а сейчас МВД России. Специально для съемок на территории построили декорации, а будничная работа сотрудников создавала необходимый фон.
Главные роли в детективе об ограблении сберкассы и убийстве милиционера сыграли Георгий Юматов и Василий Лановой, уже снимавшиеся вместе в фильме «Офицеры». Сильный актерский состав, детективная интрига и знаменитый первоисточник сделали «Петровку, 38» одним из самых популярных фильмов 80-го года — его посмотрело 53 миллиона зрителей.
Продолжение «Петровки, 38», но уже по другому адресу. Во второй части майор Костенко получил повышение до полковника и вместе с полковником Садчиковым они расследуют хищения на ювелирной фабрике и связанные с ними убийства и нападения.
«Огарёва, 6», к/с им. М. Горького, 1980, реж. Б. Григорьев
К присутствию актеров в Московском уголовном розыске уже привыкли, их любили и оказывали всяческую поддержку — Ланового, Юматова и Евгения Герасимова, игравшего капитана ОБХСС пускали уже не только в кабинеты, но и на допросы и даже в тюремные камеры.
Сейчас улицы Огарёва в Москве уже нет — её переименовали в Газетный переулок, а вот здание по-прежнему существует. Раньше там находилось Министерство внутренних дел, а сейчас — Следственный комитет и кадровый департамент МВД России.
«Огарёва, 6», к/с им. М. Горького, 1980, реж. Б. Григорьев
Через пять лет вышел сериал «Противостояние» — завершающая часть трилогии о сотрудниках МУРа. Роль полковника Костенко сыграл Олег Басилашвили, а события относились не только к современности, но и временам Великой Отечественной войны.
«Противостояние», к/с «Мосфильм», 1985, реж. С. Аранович
Заключительная часть трилогии, предыдущими частями которой были «Петровка, 38» и «Огарева, 6». Роль полковника Владислава Костенко вместо Василия Ланового в шестисерийном фильме играет Олег Басилашвили, а сюжет построен на розыске политического предателя, бывшего власовца и дезертира Николая Кротова, живущего под другим именем. В основу сюжета легла реальная история — в середине 60-х в Магадене таксист убил золотоискателя, забрал у него аккредитив на выдачу денег и получил их в сберкассе. Юлиан Семенов лишь дописал преступнику захватывающую биографию. Сериал «Противостояние» стал последней работой актера Талгата Нигматулина.
«ТАСС уполномочен заявить…», к/с им. М. Горького, 1984, реж. В. Фокин
Сериал о борьбе советской и американской разведок и разоблачении агента ЦРУ Трианона так же стал одним из рейтинговых экранизаций произведений Юлиана Семёнова. Сюжет частично основан на реальных событиях — у героев были прототипы. Трианон существовал на самом деле — это был советский дипломат Александр Огородник, прототипом полковника Славина был друг Юлиана Семёнова — генерал КГБ Вячеслав Кеворков, под именем полковника Константинова был выведен заместитель начальника контрразведки Виталий Бояров, а сам Юлиан Семенов в фильме стал журналистом Дмитрием Степановым.
«ТАСС уполномочен заявить…», к/с им. М. Горького, 1984, реж. В. Фокин
День премьеры согласовывали на высшем уровне — его назначило
Легендарная экранизация, которая неподвластна времени и до сих пор собирающая у экранов большое число зрителей. Одноименный шпионский детектив Юлиана Семёнова входил в цикл произведений о советском разведчике Исаеве-Штирлице, который после премьеры фильма стал культовой личностью, героем анекдотов и предметом женских грез.
«Семнадцать мгновений весны», к/с им. М. Горького, 1971 - 1973, реж. Т. Лиознова
Режиссер Татьяна Лиознова искала историю, которая вдохновила бы на новую работу, и ей попалась книга Семенова. Образ разведчика, работающего во вражеской ставке, настолько впечатлил режиссера, что она связалась с автором и добилась чтобы он отозвал уже написанный сценарий из «Ленфильма» и передал ей. Сценарий режиссеру понравился меньше, чем книга, и она взялась за работу… Сначала Лиознова попросила Семёнова добавить в сценарий мелодрамы, но это не было его сильной стороной, и всю написанную им романтику она переделала. От себя добавила несколько персонажей «без мундиров» в окружение Штирлица — например, Габи и фрау Заурих, вписала встречу с женой в кафе, ставшую одной из самых романтических сцен советского кино. Этот чисто женский подход только украсил экранизацию.
«Семнадцать мгновений весны», к/с им. М. Горького, 1971 - 1973, реж. Т. Лиознова
Двенадцатисерийный фильм показали в августе 1973 года и успех был ошеломляющим — его смотрели не только в СССР, но и за границей. Например, Фидель Кастро организовал просмотр картины для членов своего правительства, а венгерский пограничник шутил, что во время выхода в эфир никто не бежал через границу в Австрию — там не показывали Штирлица…
Современная экранизация произведений Юлиана Семёнова о Штирлице. Сериал снят в 2009 году по двум романам и одному рассказу из цикла о легендарном разведчике — «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Пароль не нужен» и «Нежность». До этого «Бриллианты для диктатуры пролетариата» о хищениях драгоценностей из Гохрана уже выходили отдельным фильмом в 1975 году, роль разведчика там сыграл Владимир Ивашов.
«Исаев», к/с «Дед Мороз», к/к «Централ Партнершип», 2009, реж. С. Урсуляк
Историю о первых заданиях совсем молодого Исаева в Ревеле и Владивостоке снял Сергей Урсуляк. После успешной «Ликвидации» ему предложили на выбор несколько сценариев, однако, он решил воспользоваться ситуацией и осуществить свою мечту — экранизировать Юлиана Семёнова.
Роль Исаева сыграл Даниил Страхов. Избежать сравнений, конечно, не удалось, но сам актер про своего героя говорил: «Пока он еще не Штирлиц, и в этом его большое отличие от персонажа Тихонова. Образ, который создал Вячеслав Васильевич, более возрастной, что ли. Его герой в Германии стал более закрытым, суперпрофессиональным, непробиваемым, идущим по лезвию. Но внутри у него все кипит… Мой же Исаев еще мальчишка, совсем другой человек хотя бы потому, что на 20 лет моложе, — соответственно, меньше опыта, мозолей, болей…»
«Исаев», к/с «Дед Мороз», к/к «Централ Партнершип», 2009, реж. С. Урсуляк
Юлиана Семенова не стало задолго до премьеры, но сценарий и экранизация были одобрены его дочерью — журналисткой Ольгой Семёновой. В сериале «Исаев» она сыграла роль Марии Козловской. Это не первый раз, когда она снималась в экранизациях произведений отца — до этого она снималась в роли журналистки Киру в фильме «Противостояние».
В 2024 году состоялась премьера новой экранизации «Противостояния» — главные роли в сериале сыграли Владимир Вдовиченков, Алексей Гуськов, Сергей Газаров, Карина Андоленко и Денис Нурулин.