Как снимали уральский эпос «Сердце пармы»

21 февраля

Как история Пермского края стала сюжетом блокбастера, побившего рекорд фильма «Аватар».

Роман пермского писателя Алексея Иванова, основанный на реальных, но малоизвестных событиях второй половины XV века, вышел в 2003 году под названием «Чердынь — княгиня гор», позже название было изменено на «Сердце пармы». В основе сюжета лежала Вычегодско-Вымская летопись о временах в истории Пермского края, когда на территории шло противостояние вогулов, пермяков, зырян, татар, а также столкновение интересов Московского княжества, Казанского ханства и Новгородской республики. Исторические события Иванов смешал с фэнтези, основанном на мансийском фольклоре и художественном вымысле.

  • Парма — плоские возвышенности или хребты, покрытые тёмными елово-пихтовыми лесами и густым мхом.

«Сердце пармы», Star Media, п/к «ПРОФИТ», т/к «Россия», 2022, реж. А. Мегердичев

Основными героями романа были реальные исторические лица: русский князь Михаил — наместник московского князя Василия Тёмного в Перми, Асыка — вогульский князь, совершавший набеги на русские селения на территории Северного Урала, Иона — епископ-креститель, обращавший язычников в христианство, князь Фёдор Пёстрый, возглавлявший московское войско в Чердынском походе 1472 года, а также царь Иван III и пермские воеводы Исур и Бурмот. Существовала на самом деле и Золотая баба, с которой начинается фильм, — священный языческий идол коми, который хранится в одном из музеев Ханты-Мансийска. Подлинник это или нет — неизвестно, но для съёмок статуэтку воссоздали по музейному образцу.

«Сердце пармы», Star Media, п/к «ПРОФИТ», т/к «Россия», 2022, реж. А. Мегердичев

Первая попытка экранизировать «Сердце пармы» была ещё в 2005 году, но позже продюсерская компания отказалась от идеи, и роман 17 лет ждал своего часа. Он наступил, когда книгу прочитала продюсер Дарья Лаврова — поклонница прозы Алексея Иванова. В качестве сценариста и режиссёра она пригласила Сергея Бодрова — он написал сценарий, получил одобрение от автора романа, но от постановки отказался из-за занятости на других проектах. Режиссёром стал Антон Мегердичев, который прославился после выхода фильма «Движение вверх».

«Сердце пармы», Star Media, п/к «ПРОФИТ», т/к «Россия», 2022, реж. А. Мегердичев

На роль князя Михаила был огромный кастинг и в последний момент утвердили актёра Александра Кузнецова, у которого уже был опыт съёмок в похожем материале — известность ему принесла роль скифа Куницы в фэнтези «Скиф». Книгу Иванова он не читал, и создатели фильма посоветовали ему этого не делать до окончания съёмок, чтобы не начать ориентироваться на книжный текст, а не на сценарий. Поэтому вместо романа Кузнецов погрузился в изучение коми-пермяцкой истории и культуры.

«Сердце пармы», Star Media, п/к «ПРОФИТ», т/к «Россия», 2022, реж. А. Мегердичев

Жену князя Михаила — ведьму-ламию Тичерть — сыграла бурятская актриса Елена Ербакова, для неё это была первая большая роль в кино. Её фотографию нашли на сайте драматического театра им. Бестужева в Улан-Удэ и целый год она ездила в Москву на пробы с разными актёрами, а параллельно училась на последнем курсе института культуры. Войти в роль ламии ей было легко — она выросла в бурятских традициях, видела шаманские ритуалы и в целом эта культура ей знакома, а язык манси для съёмок она выучила довольно быстро.
Вогульского князя Асыку играл актёр и хореограф с русско-китайскими корнями Валентин Цзин. У него был уже большой опыт работы — он снимается с 2005 года, но в «Сердце пармы» актёр вернулся после перерыва, который делал ради танцевальной карьеры.
Вместе с молодыми актёрами в фильме снялись уже знаменитые Фёдор Бондарчук, Алексей Кравченко, Виталий Кищенко, Роза Хайруллина, Сергей Колесников и многие другие. В съёмках принимали участие артисты цирка Бурятии и актёры якутских театров

  • Роль воеводы Полюда стала одной из последних ролей Сергея Пускепалиса — актёр трагически погиб за две недели до премьеры фильма.

«Сердце пармы», Star Media, п/к «ПРОФИТ», т/к «Россия», 2022, реж. А. Мегердичев

В съёмках принимало участие большое количество животных — лошади, рыси, волки, собаки, совы и ястребы. У лошадей главных героев был свой отдельный кастинг — каждый «кандидат» проходил сцену с актёром в съёмочном костюме, чтобы понять и его выносливость, и как он смотрится в кадре.
В одном из самых зрелищных эпизодов появлялся огромный боевой лось вогула Асыки — его «сыграл» тяжеловоз ростом около двух метров в холке. На голову лошади надевали маску лося с рогами из лёгкого материала, на спине крепили горб, а сверху накидывали имитацию шкуры лося со следами ран. Завершили превращение тяжеловоза в лося с помощью компьютерной графики. Кстати, художественная выдумка здесь только отчасти — ещё во времена скифов на морды боевых коней действительно надевали кожаные маски с рогами, а древние народы Сибири верили, что шаманы ездили на калирах — мифических лосях или оленях с рыбьим хвостом.

«Сердце пармы», Star Media, п/к «ПРОФИТ», т/к «Россия», 2022, реж. А. Мегердичев

В событиях «Сердца пармы» участвовало множество разных народностей, в том числе и вымышленные. Команда художников по костюмам начала работу за год до съёмок — сначала изучение исторического материала со специалистами по фино-угорской культуре, потом создание эскизов примерно на 500 разных костюмов: кольчуги и зипуны пермяков, кафтаны и шапки московитов, кабаньи головы и наручи искорцев, костяные доспехи и малицы вогулов, халаты и жилеты татар и ещё десятки вариантов. Особая гордость костюмеров — одежда жителей водного города Урос, сшитая из настоящей рыбьей кожи по традициям многих северных народов.

«Сердце пармы», Star Media, п/к «ПРОФИТ», т/к «Россия», 2022, реж. А. Мегердичев

Съёмки проходили в Подмосковье и Пермском крае — только возведение декораций заняло более полугода. В окрестностях уральского города Губаха построили храм и деревянную крепость, которая была и Чердынью, и Усть-Вымом в зависимости от ракурса съёмок. На горе Крестовой расположился вогульский Пелым, а на берегу реки Усьвы поселили полусказочных обитателей водного города Урос.
Возле подмосковной деревни Щёголево построили ещё один город — за крепостной стеной прятались избы, церковь и торговые ряды. Эти декорации после съёмок разобрали и увезли, а вот пермские оставили — там планировалось сделать историко-туристический объект со смотровой площадкой. В городе Губаха осталась и 20-метровая княжеская барка, скопированная с древнерусских судов XV века. Она стала одним из арт-объектов в сквере около местного театра.

«Сердце пармы», Star Media, п/к «ПРОФИТ», т/к «Россия», 2022, реж. А. Мегердичев

Чтобы восстановить быт XV века, реквизиторы собирали артефакты по всей России, а на съёмках работали консультанты — историки и этнографы, переводчики на коми-пермяцкий, мансийский и татарский языки, специалисты по религии средневековых народов и даже шаманы. По музейным экспонатам было сделано всё оружие. Щиты для воинов делали из металла или пластика — легкие пластиковые предназначались всадникам, чтобы при скачке не травмировать себя или лошадь. На полторы тысячи стрел и копий были сделаны резиновые наконечники, а арбалеты, рукоятки топоров и кинжалов вручную украшались аутентичными орнаментами и после съёмок некоторые образцы отправились в музеи.

«Сердце пармы», Star Media, п/к «ПРОФИТ», т/к «Россия», 2022, реж. А. Мегердичев

Всего на съёмках было занято более 2 000 человек, включая массовку, принять участие в которой могли все местные жители. Требования были простые — некрашеные волосы и лица без косметических вмешательств у женщин и усы и бороды у мужчин, причем по условиям бороды нельзя было брить полгода, чтобы сняться в летнем и зимнем блоках. Самое большое количество людей было занято в финальной батальной сцене — битва пермяков и вогулов с московской ратью была сначала разработана с учётом исторических справок, затем отрисована, а потом отрепетирована с участием всех актёров и исполнителей трюков.

«Сердце пармы», Star Media, п/к «ПРОФИТ», т/к «Россия», 2022, реж. А. Мегердичев

Премьера «Сердца пармы» стала громким событием в мире отечественного кино — фильм очень успешно прошёл в прокате и даже поставил рекорд! Он держался на первом месте по кассовым сборам на протяжении восьми недель — это на неделю больше, чем «Аватар» в 2009 году.