Дмитрий Харатьян родился 21 января 1960 года в Алмалыке (Узбекская ССР) в семье учёных: отец преподавал в техническом вузе, мама была инженером. В 1963 году семья переехала в Красногорск (Московская область). В детстве Дима не помышлял о карьере артиста — даже несмотря на то, что он занимался музыкой с шести лет, а в 13 поступил в музыкальный ансамбль «Аргонавты». В школьные годы Харатьян мечтал стать хоккеистом. Но в юношескую сборную его не приняли.
В кино Дмитрий попал в 16 лет по счастливому стечению обстоятельств: о пробах на «Мосфильме» ему сообщила подруга. Режиссёр-дебютант Владимир Меньшов искал музыкальных ребят, умевших играть на гитарах, для фильма «Розыгрыш». В кинопробах участвовало множество подростков; из всех на роль девятиклассника Игоря Грушко режиссёр выбрал именно Харатьяна.
«Розыгрыш», к/с «Мосфильм», 1976, реж. В. Меньшов
Несмотря на музыкальную одарённость, песни «Когда уйдём со школьного двора…» и «Когда роняет капли первый дождь…» за Харатьяна в фильме исполнил солист ВИА «Добры молодцы» Анатолий Киселёв — из-за того, что на записи в студии Дмитрий слишком волновался и не смог попасть в ноты. Фильм «Розыгрыш» вышел на экраны в 1977 году и стал одним из лидеров проката.
Несмотря на удачный кинодебют, юный Дмитрий Харатьян решил стать врачом. Но ближе к выпуску оказалось, что оценки в аттестате Димы слишком низкие для того, чтобы рассчитывать на поступление в медицинский вуз. Тогда молодой человек решил попробовать поступить в Щукинское училище.
На вступительном экзамене Харатьян решил пойти простым путём — не учить новые произведения, а прочесть то, что и так знает. Он продекламировал приёмной комиссии текст песни «Когда роняет капли первый дождь…» как стихотворение. Но, поскольку до этого он только пел её, получилось неудачно — Дмитрий очень запинался. Харатьяна не приняли. Вскоре он на несколько месяцев отправился с приятелями в геофизическую экспедицию в пустыню Кызылкум — на заработки. К счастью, в поездке у него было время подготовиться к экзаменам.
«Розыгрыш», к/с «Мосфильм», 1976, реж. В. Меньшов
Вернувшись в Москву весной 1978-го, он снова попытался поступить в «Щуку» — и снова провалился. Зато на вступительных экзаменах в Щепкинское училище ему удалось произвести впечатление на преподавателей. Как вспоминал в интервью сам Харатьян, ему помог «заработанный» в пустыне загар: «Белые зубы, выгоревшие волосы, просто как седые, чёрное лицо». Когда преподаватели спросили, откуда приехал молодой человек, Харатьян не растерялся и ответил: «Из пустыни». Шутка удалась, а Дмитрия приняли в «Щепку».
Во время учёбы в театральном Дмитрий Харатьян снялся в нескольких крупных картинах: «Охота на лис» Вадима Абдрашитова, «Дыхание грозы» и «Люди на болоте» Виктора Турова. Однако следующей по-настоящему популярной работой актёра стала роль молодого милиционера Володи Патрикеева в телефильме Александра Павловского «Зелёный фургон».
Это первая картина, в которой Дмитрий Харатьян самостоятельно исполняет песни своего персонажа. Изначально предполагалось, что весь вокал к фильму запишет Александр Градский или Валерий Леонтьев. Но режиссёр очень хотел, чтобы Дмитрий Харатьян озвучивал Володю сам. Павловский убедил Максима Дунаевского, автора музыки к «Зелёному фургону», доверить две вокальные партии Харатьяну.
«Зелёный фургон», Одесская к/с, 1983, реж. А. Павловский
Композитор сам спел и записал их, вручил запись молодому артисту и сказал: «Учи». Харатьян разучивал песни всю ночь, а утром отправился вместе с Дунаевским на студию — и записал их под руководством композитора. С тех пор Дмитрий считает Максима Дунаевского своим «крёстным отцом» в кинопесне.
В Щепкинском училище Дмитрий Харатьян познакомился со своей первой женой — Мариной Буримовой. В 1980 году они поженились, а в 1984 году у них родилась дочь Александра. Несмотря на семейные обстоятельства, в том же году Дмитрия призвали на военную службу. К тому времени Харатьян уже был узнаваемым артистом, но и за это на поблажки рассчитывать не приходилось.
Кроме того, в те годы Дмитрий много работал на телевидении — в частности, пел на молодёжных вечерах в «Останкино». Телевизионное начальство решило «похлопотать» за артиста и устроить его служить в ансамбль Александрова, но из этого ничего не получилось. Тогда обратились — через космонавта Георгия Гречко — в Театр Советской армии, где могли служить военнообязанные молодые артисты.
«На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», к/с «Мосфильм», 1992, реж. Л. Гайдай
Когда Харатьян пришёл на собеседование к директору и художественному руководителю Театра Советской армии, те уточнили, какой именно Гречко звонил им с просьбой устроить нового артиста в труппу. Убедившись, что это не Андрей Гречко, министр обороны, те с облегчением сообщили, что свободных мест у них нет. В итоге Харатьяна распределили во внутренние войска МВД СССР. Он служил в военизированной пожарной охране Москвы.
В 1987 году вышел четырёхсерийный приключенческий фильм, который до сих пор остаётся самой популярной работой Дмитрия Харатьяна — «Гардемарины, вперёд!» Светланы Дружининой. Когда от роли Алёши Корсака отказался актёр Юрий Мороз, готовившийся к своему режиссёрскому дебюту, оператор Анатолий Мукасей, супруг Дружининой, обратил её внимание на Харатьяна, понравившегося ему на пробах. И молодого артиста взяли сниматься в мини-сериал, впоследствии ставший настоящей легендой.
«Виват, гардемарины!», к/с «Мосфильм», 1991, реж. С. Дружинина
В интервью Дмитрий рассказывал, что без дублёров на съёмках не обошлось — сложные трюки за него выполняли профессионалы. Однако то, что Харатьяну было по силам, он делал сам: фехтовал, дрался, скакал верхом — несмотря на то, что боялся лошадей. Если бы в сценах с верховой ездой артиста заменил дублёр, Харатьяну остались бы одни крупные планы, а Дружининой совсем не хотелось этого допускать.
Однажды съёмки проскоков чуть не закончились трагедией: лошадь, на которой сидел верхом Харатьян, понесла, и артист на ходу вылетел из седла. Перелетев через голову лошади, поскакавшей дальше, Харатьян упал на землю. Однако тут же вскочил и попытался догнать лошадь с криком: «Сейчас, подождите, всё переснимем!»
Уже много лет спустя после съёмок знаменитого сериала «Гардемарины, вперёд!» Дмитрий Харатьян обратился в архивы, чтобы как следует разобраться в истории своего происхождения. И узнал, что роль Алёши Корсака, ставшая едва ли не главной в его кинокарьере, самым непосредственным образом связана со славным прошлым его семьи.
«Гардемарины — III», к/с «Мосфильм», к/с «Жанр», CCC Filmkunst GmbH, 1992, реж. С. Дружинина
Военно-морской службе себя посвятили несколько поколений предков Дмитрия Харатьяна по материнской линии. Так, прапрапрадед Степан Гомзяков, мореплаватель, участвовал в деятельности Российско-американской кампании на Аляске; прапрадед Дмитрий Тизенко был писарем Морского корпуса, а прадед, Пётр Дмитриевич, офицером русского флота; он участвовал в испытаниях знаменитого крейсера «Аврора» и был удостоен множества военных наград.
Сын Петра Тизенко, Борис, родной брат деда Дмитрия Харатьяна, учился в Морском кадетском корпусе — Навигацкой школе, из которой вышел всенародно любимый герой «Гардемаринов» — Алёша Корсак.
«Гардемарины 1787. Мир», к/к «Сагиттариус-Д», 2020, реж. С. Дружинина
Всего в фильмографии Дмитрия Харатьяна — более 110 фильмов и сериалов. Сегодня актёр продолжает сниматься в кино и играть на театральной сцене. В 2007 году он был удостоен звания народного артиста России.
У Дмитрия двое взрослых детей: дочь Александра, «разделившая» с отцом день рождения — 21 января, но 1984 года; и сын Иван, родившийся в 1998 году в браке с актрисой Мариной Майко. Она является супругой Дмитрия Харатьяна по сей день — уже 28 лет.