Анастасия Вертинская появилась на свет 19 декабря 1944 года в Москве в семье знаменитого эстрадного артиста Александра Вертинского и Лидии Циргвава, художницы и киноактрисы. Настя провела первые три года жизни в гостинице «Метрополь», поскольку Вертинский с семьёй вернулся в Россию из длительной эмиграции только в 1943-м, и выделить квартиру в столице ему смогли только через четыре года. Вертинский уехал из России в 1920 году, и за 23 года успел объездить множество стран: он жил в Румынии, Польше, Германии, Франции, Ливане, Палестине, США и Маньчжоу-Го (ныне Китай).
Александр Вертинский с дочерьми Марианной и Анастасией // kino-teatr.ru
Шанхай стал последним эмигрантским пристанищем Вертинского — он приехал сюда в 1936 году. А в 1940-м встретил здесь свою любовь и будущую мать двух его дочерей — юную Лидию Циргвава. Девушке было всего 17 лет, а Вертинскому — уже 51 год, но их не смутила ни разница в возрасте, ни то, что родители Лидии были против союза с «певцом из кабака». В 1942 году Александр и Лидия обвенчались в кафедральном соборе Шанхая, а в следующем году у них родилась дочь Марианна — старшая сестра Анастасии.
В детстве Настя мечтала стать балериной, а в средней школе собиралась поступать на лингвистику. Но судьба распорядилась иначе: в 1960 году, в ходе подготовки к съёмкам картины «Алые паруса» Александра Птушко, художник фильма Леван Шенгелия пригласил Лидию Вертинскую с дочерьми на пробы: однажды увидев младшую, Анастасию, он решил, что это идеальная Ассоль. Даже в эскизах он использовал её образ. Птушко этого мнения не разделил — Вертинская ему не понравилась, и в роли Ассоль он уже видел другую актрису. Шенгелия вспоминал, что долго настаивал на своём и чуть не поссорился из-за этого с режиссёром. К счастью, худсовет утвердил на роль Анастасию Вертинскую.
«Алые паруса», к/с «Мосфильм», 1961, реж. А. Птушко
Из-за съёмок Настя отстала от школьной программы, и ей пришлось перейти в вечернюю школу рабочей молодёжи. Там она не испытывала никаких проблем — учителя ставили ей оценки за автографы. Всё не зря — как известно, «Алые паруса» стали кинохитом, и роль принесла Анастасии популярность. Однако спустя годы Вертинская вспоминала о своём дебюте в кино без удовольствия. В интервью она говорила, что недовольна своей работой в фильме — будучи совсем неопытной, она не понимала, что делает и как играет. К тому же Ассоль была совсем не близка ей по характеру.
В 1963 году юная звезда — уже прославившая себя ролями в «Алых парусах» и «Человеке-амфибии» — подала документы в Щукинское училище. Сложно в это поверить, но на вступительных экзаменах актриса провалилась. Приёмная комиссия разрешила ей повторно сдать экзамен «только из уважения к её ролям в кино». Сестра Марианна и её подруга, актриса Людмила Максакова, помогли Насте подготовить вступительный репертуар — и только со второй попытки Вертинской удалось поступить в «Щуку». Вместе с ней на курсе учились Николай Бурляев и Никита Михалков, за которого актриса вскоре вышла замуж.
«Человек-амфибия», к/с «Ленфильм», 1961, реж. Г. Казанский, В. Чеботарёв
Несмотря на то, что в 1967 году Анастасия Вертинская получила диплом с отличием, на занятиях по актёрскому мастерству она часто получала тройки и четвёрки: актрисе было скучно играть типичных героинь. Её тянуло к характерным ролям, хотелось экспериментировать, удивлять педагогов. «Я всегда хотела быть кем-то, кем не была в действительности. Без конца что-то затевала, не соответствующее своему амплуа», — вспоминала Анастасия Вертинская.
Уже на первом курсе училища Анастасия Вертинская получила роль, после которой по-настоящему поняла, что хочет быть актрисой: режиссёр Григорий Козинцев, готовившийся к съёмкам «Гамлета», увидел в ней Офелию. «У неё были реальные восемнадцать лет, великолепные, очень подходящие для шекспировского образа внешние данные — хрупкость, чистота, облик, похожий на портреты раннего Возрождения», — рассказывал впоследствии Козинцев.
«Гамлет», к/с «Ленфильм», 1964, реж. Г. Козинцев
Работа в этой картине стала для Анастасии Вертинской, с одной стороны, серьёзным испытанием: после «Алых парусов» и «Человека-амфибии», красивых развлекательных фильмов, её сурово критиковали, и такая серьёзная роль была шансом доказать, что она — настоящая актриса. С другой стороны, она вспоминала съёмки «Гамлета» как настоящую школу актёрского мастерства. Особенно юную артистку впечатлила игра Иннокентия Смоктуновского — Вертинская называла её «магической». «Тогда я поняла, что профессия актёра — не только ремесло, но и какое-то таинство», — говорила Вертинская.
Фильм «Гамлет» Григория Козинцева снискал международное признание — он был отмечен специальным призом Каннского кинофестиваля, номинирован на премии BAFTA и «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Анастасию Вертинскую зарубежная пресса называла «самым талантливым сердцем советского кино» и «Вивьен Ли советского экрана».
В начале девяностых режиссёр Юрий Кара начал подготовку к съёмкам фильма по мотивам знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Роль возлюбленной Мастера досталась Анастасии Вертинской — на пробах она обошла Ирину Алфёрову, Анну Самохину, Веру Сотникову, Елену Майорову. При этом Вертинской было уже почти 50 — приблизительно на 20 лет больше, чем её героине. Также по совету актрисы на роль Мастера режиссёр взял Виктора Ракова, заменив им Олега Янковского. Раков был на 18 лет моложе партнёрши по роли — тем удивительнее тот факт, что вместе они смотрелись на экране очень органично.
«Мастер и Маргарита», к/к «ТАМП», 1994, реж. Ю. Кара
В сложных, рискованных сценах Вертинская снималась сама. Для эпизода, в котором Маргарита летит над городом, актрису закрепили на подвешенных к вертолёту тросах — таким образом она «парила» на высоте третьего этажа. От дублёрш актриса отказалась и в сцене бала, где нужно было сниматься практически обнажённой; к ним Анастасия готовилась, придерживаясь строжайшей диеты.
Но когда фильм был уже смонтирован, оказалось, что Вертинская недовольна результатом; она попросила Юрия Кару вырезать большую часть «откровенных» сцен. Режиссёр отказал. Актриса, в свою очередь, отказалась озвучивать те эпизоды, которые ей не понравились. Тогда Кара пошёл на хитрость: взял технические записи голоса «Маргариты» и скрыл их низкое качество с помощью фоновых шумов и лягушачьего кваканья.
В фильмографии Анастасии Вертинской — порядка тридцати ролей. Кажется, что это слишком мало для актрисы, чьи первые роли можно назвать по-настоящему блистательным стартом. Однако Вертинская не гналась за количеством ролей и выбирала только то, что в самом деле было «по сердцу». Кроме того, много времени актриса посвящала театральной сцене — с 1968 по 1980 год она служила в театре «Современник», а с 1980 по 1988 год — во МХАТе.
«Безымянная звезда», Свердловская к/с, 1978, реж. М. Козаков
В первой половине семидесятых Анастасия сделала шестилетний перерыв в съёмках — просто потому, что не видела подходящих предложений. Этот период закончился в 1977 году, когда Михаил Козаков пригласил её на роль Моны в картину «Безымянная звезда». По той же причине — из-за отсутствия интересных для неё ролей — актриса практически перестала сниматься в кино в девяностых и нулевых.
Помимо театра и кино значительное место в жизни Анастасии Вертинской занимало преподавание. В конце восьмидесятых её пригласили в Оксфордский университет — учить студентов актёрскому мастерству. Вертинская согласилась, и следующие 12 лет преподавала за рубежом. После Оксфорда она вела мастер-класс в парижском «Комеди Франсэз» вместе с Александром Калягиным; также занималась со студентами швейцарской «Школы европейского кино». Эти годы Анастасия Вертинская вспоминала с теплотой, однако не раз подчёркивала, что каждый раз, задерживаясь за границей надолго, очень скучала по России.
К столетию Александра Вертинского, которое отмечалось в 1989 году, Анастасия Александровна написала биографическую пьесу «Мираж, или Дорога русского Пьеро» по мемуарам отца. Чтобы проникнуться атмосферой его эпохи, Вертинская изучила массу литературы, посвящённой тому периоду. Свою пьесу актриса поставила на сцене московского Театра эстрады. Премьера моноспектакля состоялась 12 марта 1989 года, а великого эстрадного артиста в нём сыграла… его младшая дочь — сама Анастасия Вертинская.
teatr-estrada.ru
Интересно, что изначально роль Александра Вертинского должна была играть его старшая дочь, Марианна. Она была больше похожа на отца; Анастасия же планировала сыграть «собирательный образ» всех любимых женщин Вертинского. Но в ходе репетиций актрисы поменялись ролями; а затем постановка стала моноспектаклем Анастасии.
Изучение и восстановление наследия Александра Вертинского актриса называла одним из главных дел своей жизни. По её инициативе были отреставрированы многие записи песен легендарного русского шансонье и выпущены пластинки с уникальными архивными материалами: «Песни любви», «Легенды века» и многие другие. А в 2009 году при содействии Анастасии Александровны из печати вышла книга мемуаров Александра Вертинского «Дорогой длинною…».