7 интересных фактов об Алексее Баталове

20 ноября

Ко дню рождения актёра!

Был знаком с Анной Ахматовой

Алексей Баталов родился 20 ноября 1928 года в семье артистов МХАТа — Владимира Баталова и Нины Ольшевской. Мальчик рос в творческой среде, буквально во дворе театра. Когда Алёше было пять лет, родители развелись. Нина Антоновна вышла замуж за писателя Виктора Ардова и вместе с сыном переехала на Большую Ордынку. Семья соседствовала со знаменитыми писателями: этажом выше жил Осип Мандельштам, приходили в гости Юрий Олеша, Валентин Катаев, Михаил Зощенко, Борис Пастернак. Тогда же, в детстве, Алексей Баталов познакомился с Анной Ахматовой.

Источник: личный архив

Анна Андреевна жила у Ардовых в маленькой комнате, которую уступал ей Алёша. И, по воспоминаниям актёра, относилась к нему с большим теплом. Будущий артист видел её чаще, чем собственную бабушку, и тогда ещё не понимал, что общается с легендой. Добрые отношения Баталов и Ахматова сохранили на долгие годы. До конца жизни Ахматова была близка с его матерью; когда в 1966 году великая поэтесса ушла из жизни, похороны организовали именно Ардовы и Баталовы. А актриса Анна Ардова, внучка Нины Ольшевской и Виктора Ардова, получила имя в честь Ахматовой.

Женился в 18 лет

Первой женой Алексея Баталова стала девушка, которую он знал с детства. С Ирой Ротовой он познакомился на даче; ребятам было по десять лет. Они подружились, но их разлучила война и эвакуация. В следующий раз они встретились в 1944 году, когда им было уже 16, и влюбились. Решили пожениться, но, поскольку возраст не позволял, купили золотое обручальное кольцо — одно на двоих. А как только оба стали совершеннолетними — узаконили отношения. В 1955 году в этом браке родилась дочь Надежда. К сожалению, когда Баталов прославился, он отдалился от семьи, стал пропадать на съёмках и не уделял должного внимания дочери. В 1958 году брак распался.

«Зоя», к/с им. М. Горького, 1944, реж. Л. Арнштам

Второй раз артист женился в 1963 году на цирковой артистке Гитане Леонтенко. Он обратил внимание на отважную наездницу ещё в 1953-м, когда приезжал в Ленинград на съёмки фильма «Большая семья» и жил в одной гостинице с цирковыми артистами. Но завоевать расположение темпераментной цыганки и убедить её выйти замуж удалось только десять лет спустя. Гитана не стремилась связать себя узами брака и отказаться от арены ради домашнего хозяйства. Однако Баталов ей очень нравился, и она уступила. В 1968 году у Алексея и Гитаны родилась дочь Мария. После этого цирковой артистке пришлось завершить карьеру. Баталов был женат на Гитане 53 года — до конца жизни.

Стал прототипом Дяди Стёпы

Первая супруга Баталова, Ирина, была дочерью художника-графика Константина Ротова. Отношения с зятем у него складывались прекрасно — он очень симпатизировал талантливому юноше, и даже давал ему уроки рисования. А когда Ротов получил заказ на иллюстрации к «Дяде Стёпе» Сергея Михалкова, он решил срисовать сказочного милиционера с Баталова. «У тебя, Лёша, размер ноги сорок пятый. И у дяди Стёпы тоже! Значит, вы похожи», — шутил художник.

«Дядя Стёпа», С. Михалков, М.: Детгиз, 1957 г.

Артист не позировал Ротову — тот просто наблюдал за Алексеем и делал зарисовки. Однако сдать заказ Константину Павловичу так и не удалось: в 1948 году без предъявления обвинений его отправили на пожизненное поселение в посёлок в Красноярском крае, где он работал художником в рабочем клубе. Однако в 1954 году Ротов был реабилитирован и вернулся в Москву; работал в журналах «Крокодил», «Весёлые картинки» и «Юный техник». А издание поэмы «Дядя Стёпа» с его иллюстрациями — и главным героем, срисованным с Баталова — вышло из печати в 1957 году.

Чуть не отказался от роли в фильме «Москва слезам не верит»

Георгий Иванович (он же Гога, он же Гоша) из фильма Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» — одна из самых известных и узнаваемых ролей Алексея Баталова. Он так удачно сыграл этого неоднозначного, но обаятельного персонажа, что представить кого-то другого в этой роли сложно. Ещё сложнее — поверить, что сначала Баталов наотрез отказался играть Гошу. Его характер просто не понравился артисту: приставал к незнакомой женщине в электричке, развёлся с первой женой, любил выпить, лез в драку… «Такой через три дня после свадьбы вполне может концерт устроить, жене по голове бутылкой заехать, например. Я бы нисколько такому продолжению не удивился», — признавался Алексей Баталов, анализируя эту роль.

«Москва слезам не верит», к/с «Мосфильм», 1979, реж. В. Меньшов

Не очень понравился Баталову и сам сценарий — артист считал сюжет истории вторичным, а финал — неоднозначным: не счастливый конец, а начало новых проблем. Однако Меньшову удалось убедить Баталова сняться: он пообещал, что эта работа станет синтезом всего, что артисту доводилось играть до этого. И только после того, как картина «Москва слезам не верит» обрела популярность и завоевала всевозможные награды, включая премию «Оскар», Баталов переменил своё мнение. В интервью он утверждал, что на роль согласился не с трудом, а с радостью — и говорил о Гоше как об «абсолютно живом человеке».

Пробовал себя в режиссуре

В конце 50-х актёр решил заняться режиссурой. Первой его картиной стала драма «Шинель» по одноимённой повести Николая Гоголя. Экранизировать это произведение Баталову предложил Иосиф Хейфиц, руководивший одним из творческих объединений на «Ленфильме». Артист принял это предложение с огромным энтузиазмом: ради съёмок классики пожертвовал и московской пропиской, и работой во МХАТе. В подготовке к съёмкам — а именно в работе с литературным материалом — Баталову помогала в том числе и Анна Ахматова. Фильм вышел в 1959 году.

«Шинель», к/с «Ленфильм», 1959, реж. А. Баталов

Главную роль в дебютной картине Баталова сыграл молодой Ролан Быков, которого для роли Акакия Акакиевича гримёрам приходилось подолгу «старить». Несмотря на то, что сейчас эта экранизация «Шинели» считается эталонной, особого успеха в прокате в год премьеры она не снискала. Куда больше зрительской любви досталось следующему фильму Баталова, экранизации повести Юрия Олеши «Три толстяка», вышедшей на экраны в 1966 году. А в 1972 году свет увидела последняя картина Баталова-режиссёра, ещё одна экранизация, на этот раз — романа Фёдора Достоевского «Игрок».

Учился ходить по канату

Популярность второго фильма Баталова, «Три толстяка», который посмотрели 23 миллиона человек, во многом объясняется тем, что Алексей Владимирович исполнил в нём одну из главных ролей — канатоходца Тибула. Экранизация сказки Юрия Олеши, с которым артист был знаком лично, долгое время была мечтой Баталова, и к съёмкам он отнёсся со всей серьёзностью. В том числе — к трюкам.

«Три толстяка», к/с «Ленфильм», 1966, реж. А. Баталов, И. Шапиро

Чтобы происходящее на экране выглядело достоверно, Баталов привлёк к съёмкам цирковых артистов, в том числе собственную жену, Гитану Леонтенко. Многие актёры снимались без дублёров. И сам Баталов — тоже: когда дело дошло до эпизода, в котором Тибул проходит над городской площадью по проволоке, стало ясно, что и «подмена» артиста каскадёром, и комбинированные съёмки будут выглядеть из рук вон плохо. Тогда артист решил сам выучиться этому мастерству, и целый год упражнялся, пользуясь помощью профессионального канатоходца и жены-циркачки. В итоге он самостоятельно выполнил сложный трюк, притом без страховки.

Озвучивал мультфильмы

Долгое время Алексей Баталов работал на радио. В числе «дикторских» работ, которыми гордился сам артист — радиопостановки русской и зарубежной классики: «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова, «Казаки» Льва Толстого, «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира. А в 1974 году Баталов начал озвучивать и мультфильмы. Причём чаще всего в качестве рассказчика. Среди его работ в этой «роли» — анимационные картины «Девочка + дракон», «Приключения пингвинёнка Лоло» и, конечно, знаменитый «Ёжик в тумане», который очень нравился самому Алексею Владимировичу.

«Девять дней одного года», к/с «Мосфильм», 1962, реж. М. Ромм

«У Баталова необыкновенный голос. У него оттаивающий голос. Я даже где-то сказал, что его нужно разливать по аптечным пузырькам и продавать как витамины. Более того, его нужно давать слушать в санаториях и больницах — он возвращает людей к жизни», — так отзывался о мастерстве рассказчика Алексея Баталова режиссёр «Ёжика в тумане» Юрий Норштейн. И с этим сложно не согласиться.

Алексей Баталов

Алексей Баталов