У Елизаветы Муромцевой, участкового врача и очень красивой женщины, есть пациент по имени Юрий Ершов — бывший кораблестроитель, прикованный к постели из-за паралича обеих ног. Ершов влюбляется в Елизавету Максимовну, призывающую его не жалеть себя и работать, несмотря на недуг. Та тоже любит его, но не решается рассказать о своих чувствах… Режиссёр Фридрих Эрмлер, долгие годы снимавший политические и производственные драмы, мечтал однажды снять фильм о любви — и «Неоконченная повесть» стала одной из самых трогательных его картин.
Ершова сыграл Сергей Бондарчук, а Елизавету — Элина Быстрицкая. Интересно, что сниматься в «Неоконченной повести» актриса решила из-за профессии героини: родители Быстрицкой и большинство их друзей были медиками. Элине тоже прочили судьбу врача. После войны она поступила в медицинское училище, но на первом же практическом занятии поняла, что не справится с этой профессией: больной, которому проводил операцию преподаватель, умер во время занятия, и Быстрицкой стало плохо. Однако она не бросила училище — закончила учёбу, прошла практику, приняв пятнадцать родов, и получила диплом акушера-гинеколога. Поэтому к моменту съёмок Быстрицкая очень многое знала о работе врача, и в этом смысле ей было легко.
«Неоконченная повесть», к/с «Ленфильм», 1955, реж. Ф. Эрмлер
Зато не очень легко приходилось в плане отношений: у Быстрицкой был серьёзный конфликт с Бондарчуком. На экране они играли любовь, но на самом деле едва терпели друг друга на съёмочной площадке. Дело в том, что несколькими годами во время съёмок в фильме «Тарас Шевченко» в очереди в буфет Бондарчук грубо «отодвинул» актрису и нахамил ей. На съёмках «Неоконченной повести» актёр снова чем-то её обидел — да так, что Быстрицкая заявила режиссёру, что отказывается сниматься. Эрмлер решил пойти на компромисс: дальше все её диалоги с Бондарчуком он снимал только крупным планом — без его участия. Несмотря на сложности, результатом работы Быстрицкая была довольна: после премьеры «Неоконченной повести», снискавшей популярность зрителей, многие молодые люди стали выбирать профессию врача, и актриса шутила: «Этот медицинский призыв восполнил мою измену династической профессии».
Картина Иосифа Хейфеца о военном хирурге Владимире Устименко снята по мотивам романа Юрия Германа «Дело, которому ты служишь». Прототипом главного героя произведения был Николай Слупский — выдающийся хирург, возглавлявший больницу города Сестрорецка. С доктором, к которому приезжали лечиться люди со всего Советского Союза, Герман был знаком лично. А образ главного героя картины Иосиф Хейфиц и Юрий Герман писали под Алексея Баталова — любимого артиста Хейфица, с которым тот уже работал в драме «Дело Румянцева» по сценарию того же Юрия Германа.
«Дорогой мой человек», к/с «Ленфильм», 1958, реж. И. Хейфиц
Готовиться к роли Алексею Баталову также помогал настоящий врач — хирург Иван Поросенков. Однажды он буквально спас карьеру Баталова: на съёмках фильма «Летят журавли» артист упал с обрыва и получил глубокие порезы лица, напоровшись на острые спиленные ветви кустов. Баталова отвезли в больницу, где Поросенков зашил раны так, что спустя время следов практически не осталось. Сценарий фильма «Дорогой мой человек» Баталову передали, когда он лежал в больнице; прочитав его, артист предложил доктору стать его консультантом. Поросенков согласился — и вскоре вместе с хирургом Баталов стоял у операционного стола, подавая тому инструменты.
В результате Алексей Баталов сыграл блестяще. В 1958 году картина «Дорогой мой человек» была названа лучшим фильмом года по мнению зрителей журнала «Советский экран». А спустя многие годы появились и «ремейки»: например, в 2011 году вышел сериал «Дорогой мой человек» с участием Кима Дружинина, Ирины Розановой и Эмилии Спивак.
Пётр Бондаренко, заведующий родильным домом, — глава большого семейства. За доброту и бескорыстие доктора прозвали Дон Кихотом. Троих сыновей он воспитывает, стараясь вырастить из них настоящих гуманистов и идеалистов. Правда, это не может обеспечить им беззаботную жизнь: у старшего — творческий кризис, средний вдруг собирается жениться, а младший вообще планирует поехать в Африку — освобождать несправедливо ущемлённых. На работе у главного героя тоже не всё в порядке: одна из матерей отказывается от собственного ребёнка…
«Дети Дон Кихота», к/с «Мосфильм», 1965, реж. Е. Карелов
Скромного и чудаковатого акушера Петра Бондаренко в этом добром фильме Евгения Карелова сыграл Анатолий Папанов. Молодые артисты, исполнившие двух старших сыновей Бондаренко, — Владимир Коренев и Лев Прыгунов — к началу съёмок уже были знаменитостями: первого знали и любили благодаря «Человеку-амфибии», а второй прославился своей ролью в картине «Увольнение на берег». Впоследствии они вспоминали, что поначалу нарушали трудовую дисциплину, и Папанов строго отчитывал их за опоздания и оплошности, а также вёл с ними поучительные беседы; опыт артиста такого масштаба помог им в будущем.
А о том, кто сыграл мать, решившую оставить ребёнка в роддоме, советские зрители спорили не один год: молодая светловолосая актриса, взявшаяся за эту роль, ни разу не повернулась к зрителю лицом — и осталась анонимной: в титрах её имя не указали. Позже выяснилось, что это была Ингрида Андриня — начинающая актриса из Латвии. Когда снимали «Детей Дон Кихота», она была студенткой ВГИКа; съёмки в полнометражном фильме вместе со знаменитыми актёрами были для студентки заманчивым предложением. Однако, уже пройдя пробы, Ингрида сообразила, что отрицательная роль в качестве дебюта может повредить дальнейшей карьере. Поэтому режиссёр пошёл ей навстречу и предложил сыграть всю роль, отвернувшись от камеры — будто стыдясь смотреть не только на врача, но и на зрителей. Изящное решение проблемы в итоге превратилось в сильный художественный приём; а карьера Ингриды сложилась удачно — после «Детей Дон Кихота» она снялась ещё в 27 фильмах.
Сюжет фильма Аждара Ибрагимова разворачивается в течение одной ночи — одной смены кардиологической бригады «скорой помощи». Картина, посвящённая нелёгким будням работников «скорой», затрагивает также самое сокровенное — природу человеческих чувств и взаимосвязь личного и профессионального. В машине «скорой» на очередной вызов мчатся четверо: врач-кардиолог — Евгений Павлович, два фельдшера — Лида и Наташа — и водитель Борис Иванович. Все характеры — очень разные, у каждого из героев свой взгляд на вещи, однако их объединяет общее дело — спасение жизней.
«Дела сердечные», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Ибрагимов
В главных ролях в фильме «Дела сердечные» снялись Георгий Тараторкин, Анатолий Папанов, Екатерина Маркова и Антонина Шуранова. Посмотреть эту картину, не ставшую слишком популярной, стоит не только ради актёрских работ, но и для того, чтобы составить представление о тонкостях работы «скорой» — они в фильме продемонстрированы точно и грамотно.
Судьба медицинской сестры Евгении Кораблёвой — настоящий парадокс. Коллеги называют её счастливой, но Женя — мать-одиночка. Она растит пятилетнего сына и конфликтует с бывшим мужем; живёт в коммунальной квартире с соседями, которые мечтают её поскорее выселить; зарплаты на одной работе ей не хватает, поэтому днём она трудится в травматологической клинике, а по ночам — в «скорой помощи». Молодая и привлекательная Женя не обделена мужским вниманием, однако новые отношения ей неинтересны… Пока в коллективе не появляется новый врач-кардиолог.
«Счастливая, Женька!», к/с «Мосфильм», 1984, реж. А. Панкратов
Главную роль в фильме Александра Панкратова исполнила Елена Цыплакова. К съёмкам она готовилась очень обстоятельно: ездила на вызовы с настоящей бригадой «скорой помощи» и проводила время с медсёстрами во время ночных дежурств; осваивала медицинские манипуляции для процедур, показанных на экране — каждую из них Елена в итоге выполнила сама. Благодаря подготовке актрисе удалось «подглядеть» нюансы профессии медсестры, о которых ей не рассказал бы и сам режиссёр. Впоследствии достоверность фильма с медицинской точки зрения отмечали многие зрители.
Как ни странно, этот замечательный фильм Владимира Бортко был не первой экранизацией знаменитой повести Михаила Булгакова. На 12 лет советских кинематографистов опередили итальянцы — в 1976 году в сотрудничестве с немецкими киностудиями они первыми выпустили фильм о чудесном эксперименте выдающегося хирурга Филиппа Филипповича Преображенского. Однако для российского зрителя эталонной, несомненно, является экранизация Бортко. Он буквально разошёлся на цитаты — и сосчитать, сколько из них прочно вошли в обиход, не так-то просто.
«Собачье сердце», к/с «Ленфильм», 1988, реж. В. Бортко
За роль профессора Преображенского конкурировали сильнейшие артисты — Леонид Броневой, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев. Однако выбор режиссёра пал на Евгения Евстигнеева — у него, по словам постановщика, Филипп Филиппович получился не только гениальным, но и проникновенным. Борис Плотников, сыгравший доктора Борменталя, смущался, узнав, что придётся работать в тандеме с великим артистом.
Когда он поделился своим видением роли и предположил, что его задача — «оттенять» Евстигнеева и подавать тому реплики, Евгений Александрович возразил: «Да вы что, ни в коем случае! Мы с вами равны, коллега!». Для того, чтобы консультировать исполнителей главных ролей «по медицинской части», на съёмочную площадку пригласили одного из руководителей института эндокринологии и обмена веществ Минздрава СССР.
Олег, молодой и талантливый врач, работает на «скорой». Не позволяя себе «выгореть» и топя усталость в алкоголе, он посвящает всего себя спасению человеческих жизней: у его бригады скорой нет права на опоздание, а у него самого — на врачебную ошибку. Растворяясь в работе, Олег ставит на паузу всё остальное — в том числе собственную семью. Жена Олега, Катя, подаёт на развод. А в больнице тем временем появляется новый начальник — бюрократ и педант. Но и самые тяжёлые обстоятельства не могут заставить Олега поступиться принципами: главное — спасение жизней. Но кто спасёт самого Олега?
«Аритмия», к/с «Марс Медиа», к/к «СТВ», 2017, реж. Б. Хлебников
Главные роли в фильме, ставшем одним из самых громких российских проектов 2017 года, сыграли Александр Яценко и Ирина Горбачёва. Режиссёр Борис Хлебников и сценаристка Наталья Мещанинова изначально задумывали этот фильм как романтическую комедию о семейной паре, планирующей развод, но вынужденной жить в одной квартире до окончания срока аренды. Но когда авторы решили, что герои будут врачами, они практически полностью переосмыслили картину: изменился и жанр, и характер конфликта, и многие смысловые акценты.
Фильм собрал главные отечественные кинопремии: гран-при фестиваля «Кинотавр», «Нику» за лучший игровой фильм, лучший сценарий, режиссуру и обе главные роли, «Золотого орла» за лучшую женскую роль. Картина получилась не только сильной, но и достоверной: при разработке сценария авторы много общались с фельдшерами и врачами «скорой», снимая и записывая их разговоры, и в итоге создателям удалось точно воплотить на экране не только рабочие моменты, но и повседневную жизнь современных медиков.