К Международному дню бабушек и дедушек!
Все бабушки и дедушки готовы прийти на помощь своими детям и внукам, окружить заботой, поднять настроение, поддержать, посоветовать и иногда даже поспорить. Но если бабушки часто становятся героинями фильмов, то дедушкам внимания в кинематографе уделяется меньше. Тем не менее дедушки порой лучше всех понимают молодое поколение — они не только верные друзья и помощники внукам, но и соратники по развлечениям. А ещё они — сильные, много умеющие и многое видевшие люди, которые готовы защищать внуков любой ценой и знают, что для этого надо делать…
«Ворошиловский стрелок», НТВ-Профит, 1999, реж. С. Говорухин
Амплуа Михаила Ульянова определили с первых ролей в Вахтанговском театра — социальный герой. Именно таких — волевых, сложнохарактерных, неравнодушных персонажей впоследствии он играл и в кино. Именно таким был его Иван Федорович Афонин — единственный «дедушка» в фильмографии актёра.
Фильм Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок» и герой Михаила Ульянова наделали много шума. Слабый пенсионер недрогнувшей рукой выпустил пули насильников своей внучки, которые были уверены в собственной безнаказанности, и стал воплощением образа народного мстителя.
«Ворошиловский стрелок», НТВ-Профит, 1999, реж. С. Говорухин
Эту роль Михаил Ульянов воспринял очень близко к сердцу — его внучка Лиза была ровесницей главной героини, и актёр за нее очень переживал. Поэтому представить себя мстящим за девушку ему было легко. За роль Афонина Ульянов получил премии «Ника» и «Золотой Овен», приз за самый мужественный образ на международном кинофестивале в Баку и мешки писем с благодарностью за этого героя.
«Отцы и деды», к/с им. М. Горького, 1982, реж. Ю. Егоров
Алексею Лукову предстоит скорый выход на пенсию, но он по-прежнему жизнелюбив, полон сил и даже рассчитывает устроить личную жизнь. Однако взрослый сын и сноха хотят, чтобы он стал классическим дедушкой перед телевизором, а если и надумает жениться, то на подобранной ими проверенной женщине. Только внук-подросток относится с пониманием и вообще считает их с дедом представителями «угнетённых поколений» — одним ещё ничего нельзя, вторым — уже…
«Отцы и деды», к/с им. М. Горького, 1982, реж. Ю. Егоров
Лирическую комедию о трех поколениях мужчин в одной беспокойной семье придумали драматург Аркадий Инин и режиссёр Юрий Егоров. Они только что сделали «женское» кино — мелодраму «Однажды двадцать лет спустя» и хотели показать семью с мужской стороны. На главные роли режиссёр утвердил Валентина Смирнитского, сына актёра Игоря Ясуловича — Алексея Ясуловича, а главную роль Инин сразу писал под Анатолия Папанова, хотя не был уверен, что актёр согласится. Папанову герой сразу понравился, с режиссёром, которого видел впервые, но который был его ровесником и тоже прошёл войну, они с первых минут нашли общий язык. Актёру было около 60-ти лет, но он так вошёл в роль активного Лукова-старшего, что рискованные трюки, включая спуск с балкона исполнил сам. У Анатолия Папанова уже было две внучки, поэтому знал, что такое — быть дедушкой.
«Чучело», к/с «Мосфильм», 1983, реж. Р. Быков
В скандальной для 1983 года школьной драме Юрий Никулин сыграл дедушку, который в одиночку воспитывает 12-летнюю внучку. Лену не принял новый класс и насмешки посыпались не только в её адрес, но и в адрес деда — замкнутого коллекционера картина, который живёт в старом доме и годами ходит в рваном пальто, знает весь небольшой город. Он не может её защитить, а поддержки и понимания оказывается мало, и тогда он бросает всё, что было смыслом его жизни — дом вместе с коллекцией картин — и увозит внучку из города.
«Чучело», к/с «Мосфильм», 1983, реж. Р. Быков
Когда Ролан Быков искал актёра на роль дедушки, то одним из первых кандидатов был его тесть Всеволод Санаев, но они вдрызг разругались и прекратили общаться. Быков решил попробовать еще нескольких актёров, а в случае неудачи сыграть дедушку самому. После первой же пробы Юрия Никулина подбор кандидатур остановили. Ветеран Великой Отечественной войны, преданный своим идеалам и много повидавший человек, мудрый и печальный, стал олицетворением целого поколения.
То, что Никулин был клоуном, каждый раз создавало проблемы при утверждении актёра на серьёзную роль. Он уже снялся и в «Когда деревья были большими», и в «Двадцати днях без войны», и в «Они сражались за Родину», но худсовет каждый раз спотыкался на его комедийном амплуа… В этом фильме чиновникам не нравилось всё — ни сюжет, ни подбор актёров, однако его не закрыли и не положили на полку даже после критики от учителей. Роль Николая Николаевича Бессольцева стала последней большой ролью Юрина Никулина.
«Девушка без адреса», к/с «Мосфильм», 1957, реж. Э. Рязанов
В комедии Эльдара Рязанова роль дедушки, который хочет, чтобы приехавшая к нему принципиальная и везде бьющаяся за справедливость внучка устроилась в жизни, сыграл Эраст Гарин. Дедушка работает вахтёром в райсовете и старается помочь Кате — делает ей московскую прописку, устраивает прослушивание в театр оперетты, после неудачи находит для неё место работы лифтёром, но Катя хочет доказать ему, что она и сама что-то стоит, и после ссоры уходит из дома…
«Девушка без адреса», к/с «Мосфильм», 1957, реж. Э. Рязанов
Эраст Гарин был популярным театральным актёром с комедийным амплуа, в кино играл героев второго плана, но вот роль дедушки у него была единственной. На съёмках он опекал дебютантку Светлану Карпинскую, которая всех стеснялась и чувствовала себя неуютно. Она даже не решалась сказать, что очень замерзла, когда её героиню поливали холодной водой из шланга — сцену с попаданием героини под дождь снимали в декабре, и актрису просто трясло в кадре. Гарин это заметил, остановил съёмки и потребовал вызвать врача. Девушка на две недели попала на больничный.
Эльдар Рязанов признавался, что этот фильм он так и не полюбил — слишком уж простой и наивный. Однако зрители историю Кати, дедушки и молодого строителя Паши Гусарова приняли очень тепло.
«Сваты», студия «Квартал-95», 2008, реж. Ю. Морозов
У девочки Жени, а потом и двойняшек Никиты и Вики, два абсолютно разных дедушки с разными взглядами не то, что на воспитание, а вообще на жизнь! Один — практичный слесарь из Кучугур, второй — начитанный профессор из Москвы, и им было непросто найти общий язык друг с другом.
Иван Будько в исполнении Фёдора Добронравова — источник народного юмора, который может показаться грубоватым, но всегда идёт от души. Иван считает, что без него правильно не сделают ни одно дело и может бесконечно давать советы, уважает хорошее застолье и всегда находит себе занятие и развлечение. Обожает жену и всю семью, обо всех заботится, правда в своеобразной манере.
«Сваты», студия «Квартал-95», 2008, реж. Ю. Морозов
Юрий Ковалёв в исполнении Анатолия Васильева — профессор философии и преподаватель. Добрый, умный, галантный мужчина, местами оторванный от действительности и беспомощный перед суровым бытом. В семье отдал бразды правления активной и деловой жене, но умеет отстаивать свои интересы. Считает, что знания — прежде всего, поэтому разносторонне образовывает внуков.
«Сваты», студия «Квартал-95», 2008, реж. Ю. Морозов
Сериал «Сваты» выходил на протяжении 13-ти лет, за это время успела вырасти внучка Женя, появились ещё двое внуков, и ушёл один из «дедушек» — Анатолий Васильев покинул проект после четвертого сезона из-за творческих разногласий с авторами. И для него, и для Фёдора Добронравова роли деда Вани и деда Юры стали одними из самых ярких и популярных в фильмографии, хотя оба много снимались в кино и до этого — у Васильева пик популярности начался после роли в фильме «Экипаж», а Добронравову взлёт карьеры обеспечили как раз «Сваты». Оба актёра счастливые дедушки и в жизни — у каждого из них по трое внуков.
«Монолог», к/с «Ленфильм», 1972, реж. И. Авербах
В жизнь пожилого академика Сретенского периодически врывается его безалаберная дочь — приезжает, что-то требует, жалуется, пытается перестроить всё по-своему и снова уезжает устраивать личную жизнь. В один из приездов она оставляет ему маленькую внучку Нину и исчезает на много лет, а в каждый следующий приезд академик оказывается в центре скандалов между дочерью и не простившей её внучкой… Они с Ниной всегда держатся друг за друга и даже после единственной ссоры остаются единственными близкими людьми.
«Монолог», к/с «Ленфильм», 1972, реж. И. Авербах
Режиссёр фильма «Монолог» Илья Авербах говорил, что снимает фильм-исповедь талантливого человека, учёного, который нашёл в себе силы понять, что его время ушло в работе, и остался верным «старой культуре» в жизни. Роль внучки сыграла Марина Неёлова, а роль дедушки и критики, и зрители называли вершиной творчества Михаила Глузского. Он был очень востребованным второплановым актёром, причём отрицательного обаяния, и очень любящий и очень одинокий в душе академик Сретенский стал его единственной главной ролью. Позже внук актёра говорил в интервью: «Больше всего дед был похож на себя в Сретенском. И в старости он только еще больше приблизился к нему по широте души и мудрости».