26 сентября Олегу Басилашвили, народному артисту и одному из самых известных и любимых советских и российских актёров, исполняется 90 лет! В его фильмографии — порядка сотни фильмов и сериалов. В это сложно поверить, но в свои годы Олег Валерианович продолжает играть на сцене, в Большом драматическом театре имени Товстоногова, где служит уже 65 лет — с 1959 года. За своё блистательное творчество Олег Басилашвили был удостоен множества наград, в том числе премии «Золотая маска». К юбилею артиста вспоминаем его яркие роли.
Прототипом героя Басилашвили в «Рабе любви», продюсера Саввы Южакова, стал Александр Ханжонков — один из первых русских предпринимателей в сфере кинематографа, создавший свою первую кинокомпанию в 1906 году. Именно его студия выпустила первый русский полнометражный фильм — «Оборона Севастополя», а также первый в мире кукольный мультфильм — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». В 1917 году, во время революции, Ханжонков уехал в Курс, где организовал будущую Ялтинскую киностудию.
По сохранившимся воспоминаниям современников, Ханжонков совсем не был похож на типичного дельца — он был «не то задумчивым, не то рассеянным». Приблизительно таким Басилашвили воплотил на экране Южакова: по-детски непосредственным, мечтательным и практически беззащитным.
«Раба любви», к/с «Мосфильм», 1975, реж. Н. Михалков
Никита Михалков был в восторге от актёрской команды, которую удалось собрать на съёмках «Рабы любви». Режиссёр неоднократно приглашал Басилашвили сниматься и в «Неоконченной пьесе для механического пианино», но артист отказывался — во время съёмок тяжело заболела его мать, и Олег Валерианович хотел провести с ней лето на их любимой даче. Михалкова отказ Басилашвили очень обидел, и с тех пор он практически не звал актёра на съёмки. Исключением стал лишь небольшой эпизод в «Нескольких днях из жизни И.И. Обломова».
В этой лирической комедии Михаил Швейцер, мастер экранизаций бессмертной классики, объединил несколько микроновелл по мотивам рассказов Антона Павловича Чехова: «Певчие», «Невидимые миру слёзы», «Разговор человека с собакой», «В цирюльне», «Злоумышленник», «В бане», «Толстый и тонкий» и «Ушла». Картина начинается с репетиции любительского хора в провинциальном городке Полторацке — хористы собираются вместе, и у каждого из них — своя история.
«Смешные люди!», к/с «Мосфильм», 1977, реж. М. Швейцер
В фильме задействован блистательный актёрский состав: среди исполнителей главных ролей — Евгений Леонов, Владимир Басов, Леонид Куравлёв, Валерий Золотухин и, конечно, Олег Басилашвили. Здесь он сыграл Фёдора Акимовича Ребротесова — воинского начальника и хориста-следователя, героя рассказа «Невидимые миру слёзы».
О том, кому отдать роль Самохвалова, очаровательного интригана и негодяя, Эльдар Рязанов практически не раздумывал — его выбор сразу пал на Олега Басилашвили. «Он идеально подходил под мастерски маскирующегося корыстного подлеца. Я сразу же увидел, какой из него получится прекрасный человек, лишенный моральных сомнений, честолюбивый, но умеющий привлекать к себе людей, обманывать их», — писал Рязанов в книге воспоминаний «Неподведённые итоги».
Однако самому Басилашвили эта роль не понравилась. Прочитав сценарий, артист стал убеждать режиссёра, что он гораздо лучше сыграет Новосельцева. Рязанов отказался, но Басилашвили вернулся к нему спустя пару недель — сильно похудевший, помятый, в старом костюме — и попытался наглядно доказать, что он «вылитый Новосельцев». Но Рязанов до конца стоял на своём.
«Служебный роман», к/с «Мосфильм», 1977, реж. Э. Рязанов
На съёмках эпизода, в котором Самохвалов едет на автомобиле, чуть не произошла трагедия. Басилашвили не умел водить машину, и освоил азы вождения всего за несколько дней. Сев за руль и набрав скорость, актёр едва не сбил двух девушек, случайно попавших в кадр: увидев их, от неожиданности он нажал не на тормоз, а на газ. «Слава Богу, они разлетелись в разные стороны, а я врезал по киоску „Союзпечать“ и по камере, которая там стояла. И понял: всё, гонорара я не получу», — вспоминал Басилашвили. К счастью, всё обошлось, и наказывать актёра не стали.
На роль безвольного Андрея Бузыкина, так и не решившегося выбрать — уйти к любовнице или остаться с женой — Олег Басилашвили, по мнению Георгия Данелии, совсем не подходил. Он казался режиссёру слишком уверенным и властным. Ассистентка по актёрам Елена Судакова настоятельно предлагала кандидатуру Басилашвили, но Данелия упорно отказывался.
Тогда та пошла на хитрость: самостоятельно вызвала актёра на пробы на «Мосфильм». Данелия вежливо отказал Басилашвили — на этот раз лично — и вечером подвёз его на машине до Покровских ворот. Когда режиссёр высадил Олега Валериановича и посмотрел на него в зеркало заднего вида, он вдруг увидел, что тот преобразился: «Смотрю, совсем другой человек стал. Кепка у него как-то набок съехала, улицу перейти не может: рыпнется вперёд — и тут же назад. Так это же Бузыкин!» — вспоминал Данелия. Он позвонил Судаковой и сообщил, что Басилашвили утверждён на роль без проб. А позже та призналась, что в тот день подговорила артиста «сыграть» Бузыкина в реальных обстоятельствах.
«Осенний марафон», к/с «Мосфильм», 1979, реж. Г. Данелия
Иронично, что сам Олег Басилашвили, по собственному признанию, долго не мог понять, в чём же состоит внутренний конфликт его персонажа. Проблемы Бузыкина казались ему надуманными, и, как примерный семьянин, он в целом с трудом представлял, как играть человека, который изменяет супруге. Только спустя много лет он сказал Данелии: «Да, вот теперь я знаю, о чём мы сняли кино».
Граф Мерзляев — одна из самых ярких отрицательных ролей в карьере Басилашвили. Хитрый чиновник, кажется, воплощает все самые отвратительные человеческие качества: эгоизм, высокомерие, жестокость, бесчувственность и подлость. Эльдар Рязанов видел в этой роли только Басилашвили, и был восхищён тем, как тот с ней справился. В этот образ, по мнению режиссёра, артист вложил всю свою ненависть к тиранам и сатрапам, разоблачил его.
На премьерном показе Эльдар Рязанов так хвалил игру Басилашвили, что пообещал ему снимать его во всех своих фильмах. Олег Валерианович в шутку попросил дать ему расписку. Рязанов не растерялся и тут же оформил «документ». Басилашвили взял листочек и бережно спрятал в карман.
«О бедном гусаре замолвите слово», к/с «Мосфильм», 1980, реж. Э. Рязанов
Интересно, что «профессию» Мерзляева перед съёмками пришлось изменить. Из-за того, что в Афганистане началась война, Рязанову запретили упоминать в фильме Третье отделение, в царские времена занимавшееся надзором за политически неблагонадежными лицами — упоминать проверку военных подразделений в сложившейся обстановке было нельзя. Поэтому Мерзляев, который в сценарии был жандармским майором, на экране стал штатским доносчиком. Из-за этого же возникла небольшая историческая нестыковка: чтобы обозначить принадлежность Мерзляева к спецслужбам, ему дали чин действительного тайного советника, а такие чины были только у высокопоставленных госслужащих.
Роль Платона Рябинина — пианиста, взявшего на себя вину за преступление, совершённое его женой, и «застрявшего» на вокзале в городке Заступинске — была написана специально «под Басилашвили». Когда сценарий «Вокзала для двоих» был готов, Рязанов напомнил Олегу Валериановичу о расписке, выданной после съёмок в «О бедном гусаре…».
С Людмилой Гурченко, в героиню которой, официантку Веру, Рябинин влюбляется по сюжету, Басилашвили познакомился за пару часов до начала съёмок. Неловкость момента состояла в том, что в первый же день на площадке нужно было снимать сцену с поцелуем Веры и Рябинина. Басилашвили нервничал и просил Рязанова переписать сцену, но режиссёр отказывался. Когда Олег Валерианович заявил, что откажется от съёмок, на помощь пришла Гурченко: она предложила переделать диалог таким образом, чтобы отложить «пикантный» момент на другой день, и Рязанов пошёл ей навстречу.
«Вокзал для двоих», к/с «Мосфильм», 1982, реж. Э. Рязанов
Басилашвили тщательно прорабатывал эту роль и готовился к съёмкам, жертвуя комфортом: целый месяц он жил в колонии для несовершеннолетних в Икше, где снимали тюремные сцены. Заключённые недолюбливали артиста, всячески задевали его и даже норовили подраться. Тот пытался наладить отношения — например, делился с арестантами «пайкой» — и те постепенно сменили гнев на милость. Одного из заключённых Басилашвили даже увековечил в фильме — взамен на «консультации» по поводу того, как достовернее сыграть зека. В сцене, когда на зимней дороге Вера будит Платона, он сквозь сон говорит: «Онофренков, кончай!». Это и есть фамилия «консультанта».
Олег Басилашвили сыграл в телесериале по мотивам одноимённого романа Юлиана Семёнова милиционера — подполковника МВД Владислава Костенко. Сухой и прямолинейный герой идёт по следу особо опасного преступника — бывшего красноармейца Николая Кротова, в 1941 году перешедшего на сторону фашистов. Спустя почти сорок лет предателя ждёт возмездие.
«Противостояние», к/с «Мосфильм», 1985, реж. С. Аранович
«Мой Костенко пытается понять природу этого предательства: что руководило человеком — трусость, боязнь смерти? Или непомерное честолюбие? Или неприятие сталинской системы? И почему многие тысячи наших солдат сдавались в плен? Чем вызван переход армии Власова на сторону немцев? Только ли страхом смерти или к этому страху примешивались другие чувства? Хотелось, чтобы подобные вопросы возникали и у зрителя», — вспоминал Олег Валерианович.
Этот многосерийный фильм стал заключительной частью трилогии детективов по произведениям Юлиана Семёнова. В предыдущих частях — «Петровка, 38» и «Огарева, 6» — роль подполковника Костенко играл Василий Лановой.
Фантасмагория Карена Шахназарова, премьера которой стала настоящим событием и вызвала бурные споры о внутриполитической ситуации в Советском Союзе. Помимо Олега Басилашвили в фильме сыграли Леонид Филатов, Евгений Евстигнеев, Владимир Меньшов, Армен Джигарханян и многие другие. Картина была выдвинута на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
«Город Зеро», к/с «Мосфильм», 1988, реж. К. Шахназаров
В «Городе Зеро» Олег Басилашвили сыграл писателя Василия Чугунова, председателя городской писательской организации. Как и многие персонажи фильма, в музее «живых картин», куда по сюжету попадает главный герой, Чугунов предстаёт в несколько иной, абсурдной ипостаси. Кстати, именно музей стал самой сложнопостановочной и дорогой сценой картины — по сценарию в нём должно было быть задействовано 159 исторических персонажей.
Несмотря на то, что семидесятилетний Басилашвили не слишком походил на Воланда из легендарного романа Михаила Булгакова — тот был по виду «лет сорока с лишним», — эта роль признана одной из самых ярких и удачных в фильмографии Олега Валериановича.
Удивительно, но от этой роли в сериале Владимира Бортко отказался Олег Янковский. Он утверждал, что это парадоксально слабый персонаж: всё на экране происходит не с Воландом, а вокруг него, и играть там, в сущности, нечего. Басилашвили отзывался об этом герое совсем иначе, как о прекрасном драматическом материале, работать над которым — большое счастье для артиста.
«Мастер и Маргарита», т/к «Россия», 2005, реж. В. Бортко
Суевериям, из-за которых в сериале отказались принимать участие многие известные актёры, Басилашвили также оказался чужд. И неоднократно делился своим собственным, отличным от традиционного, восприятием героя: «Воланд — отнюдь не тот Сатана, который вводит людей в грех. Его компания прибыла в Москву, чтобы расставить некоторые ориентиры. Он совершает добрые поступки и является в какой-то степени союзником Иешуа… Недаром же эпиграф к роману — „Я часть той силы, которая желает зла и вечно совершает благо“».