Судьба актёра: Игорь Ясулович

24 сентября

Он был «королём эпизода», в его фильмографии — более 240 актёрских работ, и вы совершенно точно знаете его голос. 24 сентября Игорю Ясуловичу исполнилось бы 83 года. Ко дню рождения народного артиста вспоминаем главные вехи его творческой карьеры.

Игорь Николаевич Ясулович родился в первый год Великой Отечественной войны — его мать Анна Алексеевна находилась в эвакуации в селе Рейнсфельд Куйбышевской области (ныне село Залесье Самарской области). Отец, Николай Иванович, в то время принимал участие в боевых действиях, будучи военно-морским офицером.

После войны семья Ясуловичей отправилась в Измаил (Одесская область), а затем — в Таллин. Именно там, в столице Эстонской ССР, юный Игорь впервые обнаружил в себе актёрский талант и присоединился к театральному кружку при Русском драматическом театре. Там первым руководителем будущего народного артиста стал Иван Рассомахин.

Ближе к старшим классам стало ясно: театр для Игоря — не просто увлечение. И после школы молодой человек отправился в Москву, подавать документы на актёрские факультеты ведущих вузов. Пройти вступительные испытания в ГИТИС Ясуловичу не удалось, зато он поступил во ВГИК, в мастерскую Михаила Ромма. Но тоже не сразу.

«Бриллиантовая рука», к/с «Мосфильм», 1968, реж. Л. Гайдай

На прослушивании во ВГИК Ясулович провалился. После неудачного экзамена, выйдя из института, он вместе с такими же «двоечниками» сел в трамвай и, пытаясь развеселить приятелей, стал дурачиться, шутить, что-то рассказывать, бурно жестикулируя… И пластичного, обаятельного молодого человека заметили члены приёмной комиссии — по счастливому совпадению они ехали в том же трамвае. Кто-то из них запомнил «двоечника», отыскал его — и Игоря взяли во ВГИК.

Любимыми учебными дисциплинами Игоря Ясуловича в студенческие времена были пластическое искусство, то есть пантомима, и история кино — как советского, так и зарубежного. Однокурсники вспоминали, что Игорь был звездой курса и всего института.

Артистичные выдумки Ясуловича проявлялись и в личной жизни. Например, ухаживая за своей будущей женой, Натальей Егоровой (дочерью режиссёра Юрия Егорова), он мог разыгрывать для неё забавные сценки прямо в общественном транспорте: на эскалаторе в метро он мог вдруг закричать ей: «Девушка! Что вы делаете! Не приставайте ко мне!». Будущая супруга вспоминала, что сначала смущалась из-за этих выходок, но потом прониклась и стала подыгрывать.

«Девять дней одного года», к/с «Мосфильм», 1962, реж. М. Ромм

Когда Игорь познакомился с Натальей, ему было 19 лет, а ей — всего 18. Молодые люди быстро поняли, что не могут друг без друга, и решили пожениться, но родители Наташи были против: им казалось, что ребята слишком уж молоды. Те покорно подождали ровно год, заключили брак — и были вместе всю жизнь.

Актёрский факультет ВГИКа Ясулович окончил в 1962 году. Свою дебютную роль в кино он исполнил во время последнего года обучения: Михаил Ромм пригласил его сниматься в картине «Девять дней одного года». Студенту повезло поработать на съёмочной площадке с Алексеем Баталовым, Иннокентием Смоктуновским, Евгением Евстигнеевым… Это был удачный старт, и после премьеры на него обратили внимание и другие режиссёры.

Кроме того, в 1962 году Ясулович стал актёром экспериментального театра пантомимы «Эктемим». Коллектив просуществовал всего два года, но артист часто вспоминал его как свою лучшую школу пластики: без развитых там навыков, утверждал Игорь Николаевич, не было бы и знаменитой сцены в мыле из «12 стульев» Леонида Гайдая — все движения инженера Щукина требовалось продумать заранее и исполнить именно при помощи пантомимы.

«12 стульев», к/с «Мосфильм», 1971, реж. Л. Гайдай

Кстати, сыграть у Гайдая артист согласился, не раздумывая. Он совершенно спокойно снялся голым в сцене на лестничной клетке — хотя изначально режиссёр утверждал, что тот будет сниматься в трусах телесного цвета. Бельё было видно под пеной, и уже на площадке Гайдай заявил, что это смотрится неправдоподобно. Пришлось вносить коррективы.

Игорь Николаевич вспоминал, что сниматься было комфортно: снимали на Мосфильме летом, в столице стояла тридцатиградусная жара, и поэтому он был в более выигрышном положении, чем остальная съёмочная группа, которой пришлось попотеть. «После этой роли меня стали называть пионером эротического фильма», — шутил Ясулович.

В 1964-м, после «Эктемима», артист устроился в труппу Театра-студии киноактёра, где служил до 1993 года. В начале девяностых коллектив театра распался, и Ясулович переживал это болезненно. Он перешёл в Московский ТЮЗ, и был ведущим актёром этого театра тридцать лет, до конца жизни. Здесь он играл в спектаклях «Шуты Шекспировы», «Свидетель обвинения», «Гроза», «Собачье сердце», «Скрипка Ротшильда» и многих других.

«Мэри Поппинс, до свидания», к/с «Мосфильм», 1983, реж. Л. Квинихидзе

А в кино Игорь Николаевич сыграл более 240 ролей. Практически все они — эпизодические, однако сложно представить многие культовые советские фильмы без ярких, характерных персонажей Ясуловича. Среди них — и смотритель парка в «Мэри Поппинс, до свидания», и магистр Джарви в «31 июня», и секретарь в фильме «Тот самый Мюнхгаузен», и спекулянт в «Самой обаятельной и привлекательной», и Электрон Иванович, сопровождающий говорящего козла Наполеона, в «Гостье из будущего».

Игорь Николаевич любил вспоминать съёмки «Гостьи». Эпизод с козлом снимали в Ботаническом саду, и нужно было, в частности, сделать так, чтобы Наполеон бежал за Электроном Ивановичем. Ясулович волновался, что не сладит с животным — работать с козами до того ему не доводилось, и артист ждал, когда дрессировщик «порепетирует» с ним сцену.

Дрессировщик успокоил артиста: «Подойдёт время — узнаешь что к чему». А на съёмках попросил Ясуловича достать сигареты и поманить козла. Тот, к удивлению съёмочной группы, побежал за актёром, едва увидев сигарету.

«Гостья из будущего», к/с им М. Горького, 1984, реж. П. Арсенов

С главными ролями Игорю Николаевичу не везло. В карьере артиста они тоже были, но те фильмы, к сожалению, оказались практически забытыми — как, например, сатирическая комедию «Зудов, вы уволены». Несмотря на звёздный актёрский состав — Нина Русланова, Валентина Талызина, Михаил Кокшенов — картина получилась «на один раз».

«Когда речь заходила о главных ролях, мне говорили, что я не вписываюсь в визуальные стандарты. Мол, внешность излишне интеллигентная», — делился Игорь Ясулович в одном из интервью. Однако он утверждал, что его не обижало практически полное отсутствие ролей первого плана на экране: маленькие роли, говорил артист, не менее интересны, чем главные, и в них есть «свой азарт».

В историю кино вошли не только замечательные эпизодические роли Игоря Ясуловича, но и его голос: в 60-х он также начал карьеру как актёр дубляжа и озвучивал фильмы практически до конца жизни. Бархатным голосом Ясуловича говорит, например, Арамис в мюзикле «Д'Артаньян и три мушкетера». И озвучен он так блестяще, что большинство зрителей даже не обращает внимания на то, что голос Игоря Старыгина «подменили».

moscowtyz.ru

Ясулович также озвучивал многие зарубежные картины и мультфильмы: в его фильмографии актёра дубляжа — более двухсот работ. Среди них — фильмы «Список Шиндлера», «Пятый элемент», «Амадей», мультики «Лис и пёс», «Русалочка», «Покахонтас» и другие.

В 70-х Игорь Ясулович попробовал себя и в качестве режиссёра. Как постановщик он поработал над тремя фильмами: «Первое и второе», «Пропал и нашёлся» и «Здравствуй, река!». Интересно, что режиссуре Игорь Николаевич учился у своего первого мастера — Михаила Ромма, вернувшись к нему во ВГИК спустя двенадцать лет после выпуска. Диплом режиссёра Ясулович получил в 1974 году.

Игорь Николаевич много преподавал: в 2002 году он пошёл по стопам Михаила Ромма и возглавил мастерскую, а также кафедру актёрского мастерства актёрского факультета ВГИКа. А ещё всё-таки стал частью команды ГИТИСа, куда однажды не поступил — стал руководителем факультета музыкального театра.

«Дорогой папа», Emotion Pictures, 2019, реж. М. Расходников

Он был человеком, влюблённым в свою профессию, и целиком посвящал себя работе до самого конца: преподавал, озвучивал, играл и, конечно, снимался вплоть до 2023 года. Среди его последних актёрских работ — роли в сериалах «Московский роман», «Седьмая симфония» и «Престиж».

Игорь Ясулович ушёл из жизни 19 августа 2023 года в московской больнице. Ему был 81 год.

Игорь Ясулович

Игорь Ясулович