7 интересных фактов о Вениамине Смехове

10 августа

10 августа исполняется 84 года Вениамину Смехову. В его фильмографии не так много главных «партий» — всего около десяти. Но зритель помнит и любит его — во многом благодаря его театральным ролям. В честь дня рождения артиста вспоминаем яркие факты из биографии актёра.


Снялся в фильме «Д'Артаньян и три мушкетера» из-за дочки

Роль Атоса в знаменитом мюзикле Георгия Юнгвальд-Хилькевича, безусловно, была и остаётся самой знаковой в фильмографии Вениамина Смехова. При этом, как рассказывал сам артист, к этой роли он не стремился, а согласился сниматься в экранизации «Трёх мушкетёров» Александра Дюма из-за литературных пристрастий дочери: она очень любила этот роман, и, едва закончив, начинала снова перечитывать. «У меня не было другого выхода, как сняться, чтобы моя любимая дочь прекратила это безобразие», — шутил Вениамин Борисович.

«Д’Артаньян и три мушкетёра», Одесская к/с, 1979, реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич

Тогда Смехов играл в Театре на Таганке и был крайне загружен — выходил на сцену практически каждый вечер. Съёмочной группе пришлось пойти на компромисс: Смехову разрешили сниматься только на выходных, и во многих сценах его подменял дублёр. Если смотреть фильм внимательно, можно заметить, что в некоторых эпизодах Атос чаще стоит спиной или боком к зрителю, тогда как Арамис и Портос — лицом.


Был отчислен из театрального училища

В это сложно поверить, но Вениамин испытывал трудности в обучении актёрскому мастерству. В 1957 году, в 17 лет, он поступил в Театральное училище имени Щукина на курс Владимира Этуша. А уже в 1958-м был отчислен — природная стеснительность мешала юному студенту выполнять сценические задачи так, как следовало. В итоге Владимир Этуш настоял на его отчислении и посоветовал Смехову пойти в математики и «не тратить впустую свой мудреный рационализм».

«Служили два товарища», к/с «Мосфильм», 1968, реж. Е. Карелов

Поэтому после первого курса Вениамина перевели на второй в качестве «вольнослушателя с испытательным сроком». К счастью, это «испытание» будущий артист не провалил, поборол застенчивость, сдал экзамен по актёрскому мастерству на «отлично» и восстановился в училище как студент уже в 1959 году.


Стал первым Воландом на сцене

Рискованную и амбициозную задачу — срежиссировать первую в мире инсценировку легендарного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — взял на себя Юрий Любимов, художественный руководитель Театра на Таганке. Он задумал этот спектакль ещё в 1967 году, но дождался разрешения включить «Мастера и Маргариту» в репертуар только девять лет спустя.

www.kino-teatr.ru

В 1977 году состоялась премьера. Роль Воланда досталась Вениамину Смехову, служившему в театре с 1962 года, и Борису Хмельницкому. Артисты горячо соперничали за место в основном составе — во многом с подачи самого Любимова. Позже в мемуарах Смехов писал, что его Воланду, по замыслу Любимова, была предназначена миссия своеобразного «наблюдателя».


Коллекционирует фотографии, на которых «душит» других артистов

Смехов душит своих коллег-актёров в прямом смысле — но, конечно, в шутку. Начало необычной коллекции положила совместная фотография с Владимиром Высоцким: летом 1972 года Смехов, Высоцкий и другие актеры Театра на Таганке гуляли по Ленинграду, куда приехали на гастроли. Когда Высоцкого решил сфотографировать кто-то из труппы, стоявший рядом Смехов схватил того за шею и сделал «коварное лицо», чтобы снимок не получился скучным. Высоцкий смеялся и приговаривал: «Души, души!».
«Ловушка для одинокого мужчины», Ялтинская к/с, 1990, реж. А. Коренев

Впоследствии странную, но милую коллекцию «душительных» снимков Смехова, которую сам актёр называет «Компанией задушевных друзей», пополнили совместные фото со многими его коллегами — в том числе Алексеем Петренко, Михаилом Боярским и Георгием Юнгвальд-Хилькевичем.


Записывает аудиокниги

Вениамин Смехов — не только талантливый актёр, но и мастер художественного слова. Как чтец он принимал участие во многих проектах, оживляя голосом стихотворения и прозу — причём как классические, так и современные тексты, а также свои собственные произведения.

«Жизнь и книги Александра Грина», Главная редакция науч-поп. и уч. программ ЦТ, 1984, реж. В. Ежов

Голосом Вениамина Борисовича озвучены многие аудиокниги. Среди них — культовые романы: «Мастер и Маргарита» Булгакова, «По ком звонит колокол» Эрнеста Хемингуэя, «Вий» Николая Гоголя. А также — замечательные произведения для детей: «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина, «„Архимед“ Вовки Грушина» Юрия Сотника, «Как я расту» Агнии Барто и многие другие.

Мечтал сняться у Элема Климова

По словам самого Вениамина Борисовича, в кино он себя уже «отыграл». Однако в своих интервью артист отмечает нескольких любимых режиссёров, в чьих фильмах он был бы рад сыграть. В этом списке, например, Валерий Тодоровский, Никита Михалков и Милош Форман.

А в молодости Смехов мечтал сняться в одном из фильмов Элема Климова. К сожалению, с этим выдающимся режиссёром Вениамину Борисовичу удалось поработать только на постпродакшне: Смехов озвучил афериста Андроникова, сыгранного Михаилом Даниловым, в картине «Агония».

Отказался от звания Народного артиста России

Вениамин Борисович не принял предложение о присвоении почётного звания «Народный артист России» в 2010 году. Тогда награждение хотели приурочить к 70-летию Смехова. Однако от артиста последовал однозначный отказ — и позиция его была принципиальной: «Сегодня всё можно купить. А мне это не ценно. Мне хотели подарить звание к юбилею. Но жена хорошо меня знает, она объяснила важному человеку, что я обижусь. Не надо мне. В Екклезиасте замечательно сказано: „доброе имя дороже звонкой масти“».

Однако позже Вениамин Борисович утверждал, что на самом деле о присвоении ему звания «народного» всерьёз речи не шло — ему, а вернее, его супруге, всего лишь «намекали» о подобной возможности.

Вениамин Смехов

Вениамин Смехов