Законы кинематографа зачастую суровы: многие талантливые артисты, несмотря на выдающиеся способности, никогда не получали главных ролей. Так сложилась и профессиональная судьба Николая Парфёнова. В его фильмографии — свыше 130 картин, и ни одной главной роли. Он так и остался мастером эпизода, притом одним из самых узнаваемых.
Среди фильмов, в которых снимался Николай Иванович — «Дайте жалобную книгу», «Служили два товарища», «Тени исчезают в полдень», «Афоня», «Чародеи» и многие другие знаменитые картины. В честь дня рождения замечательного артиста вспоминаем, как складывался его творческий путь — во многом трагичный.
Николай Парфёнов родился 26 июля 1912 года в селе Сергиевы-Горки Владимирской губернии (ныне Вязниковский район Владимирской области). Всего в семье Парфёновых было шестеро детей: у Николая Ивановича было двое братьев и три сестры. До Октябрьской революции их отец служил помощником капитана волжского парохода, а мать занималась домашним хозяйством.
После революции отец многодетного семейства стал директором льномяльного завода, но вскоре после назначения умер. Обеспечивать семью приходилось сыновьям — Николаю и Борису. Чтобы не дать хозяйству «заглохнуть», они целыми днями трудились в поле. Однако в 1930-х семью Парфёновых раскулачили. Мать была выслана на торфяные разработки. Её дети отправились в Пермь, а затем и в столицу. Здесь сёстры поступили в МГУ, а Николай с братьями оформились арматурщиками на завод «Серп и молот». При этом 18-летний Николай всё ещё мечтал об актёрской карьере.
Буквально через год Николай решил действовать: он подал документы на поступление в студию при Московском театре имени Моссовета (тогда он назывался Театром Московского губернского совета профессиональных союзов). Он насмешил приёмную комиссию — его назвали «неотёсанным», но всё же оценили его талант. Парфёнова приняли на обучение — кстати, на один курс с Владимиром Зельдиным. Руководителем их курса был Евгений Лепковский.
Николай Парфёнов в спектакле «Недоросль»
В 1935 году Николай Парфёнов окончил мастерские при Театре МОСПС. И стал актёром того же театра. Николай Иванович ни разу не «изменил» родной сцене: он прослужил в Театре Моссовета 54 года — с 1935-го по 1989-й. А если учитывать его студенческие роли — и того дольше. Например, в 1932 году 20-летний артист сыграл Митрофанушку в постановке по «Недорослю» Фонвизина.
Именно в театре Парфёнов стал исполнял характерные роли, нашёл своё амплуа — главным образом, мелкого чиновника. Заместитель директора, председатель месткома, бухгалтер, заведующий, домоуправ — примерно такой же спектр ролей ждал Николая Ивановича и на экране. Типажи, как рассказывал сам артист, он выискивал прямо на улице, зачастую — на рынке. Это стало частью его профессии: искать, наблюдать и копировать.
В кино Николай Парфёнов дебютировал в 1944 году. Первой для него стала роль председателя колхоза в фильме «Родные поля» Бориса Бабочкина. Два года спустя он сыграл Кузьму Горбунова в «Сыне полка» — и с тех пор был крайне востребованным актёром второго плана. К 1960-м он стал одним из самых снимающихся актёров — вплоть до 1980-х.
«Сын полка», к/с «Союздетфильм», 1946, реж. В. Пронин
В 1960-х Николай Иванович начал сниматься и в легендарном киножурнале «Фитиль». В этом проекте он участвовал почти 30 лет, и даже стал актёром-рекордсменом по количеству ролей в выпусках «Фитиля».
Ещё один знаменитый киножурнал, благодаря которому молодые российские зрители с детства помнят Николая Парфёнова, — «Ералаш». Интересно, что именно в одной из серий «Ералаша» сбылась давняя актёрская мечта Парфёнова: он всегда хотел сыграть Льва Николаевича Толстого.
И режиссёры сюжета «Чудное мгновение» пригласили на роль великого писателя Николая Ивановича. Кстати, получилось удачно: внешнее сходство артиста и автора бесспорно.
«Ералаш», к/с им. М. Горького, 2001, реж. С. Георгиев
Николай Парфёнов любил свою профессию, и та «отвечала взаимностью»: несмотря на маленькие роли, его узнавали на улицах и просили автографы. В 1968 году ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Но главным своим достижением Николай Иванович считал не это, а крепкий счастливый брак.
Построить надёжную семью артисту удалось только со второго раза: ещё в студенчестве он женился на актрисе Ольге Васильевой. Брак, в котором родилась дочь Ирина, быстро распался. А в 1949-м Николай Иванович женился на Ларисе Алексеевне, работнице Моссовета, также разведённой. Её детей от предыдущего брака Николай Парфёнов воспитывал как своих.
Когда у супруги случился первый инсульт, Николай Иванович уволился из театра, чтобы ухаживать за ней. После инсульта Лариса была частично парализована, и несколько лет практически не выходила из дома. В 1996 году её не стало. Её брак с Николаем Парфёновым продлился 47 лет.
«Афоня», к/с «Мосфильм», 1975, реж. Г. Данелия
Парфёнов тяжело перенёс эту утрату. Оставшись вдовцом, он боялся одиночества, о себе всё чаще давали знать проблемы со здоровьем. Кроме того, в начале девяностых сгорели все сбережения, которые артист откладывал на сберкнижку, надеясь, что в старости он не останется ни с чем. К несчастью, именно так и вышло: под конец жизни один из самых трудолюбивых и узнаваемых артистов остался практически ни с чем.
То ценное, что оставалось в квартире Николая Ивановича — мебель и технику — забрали дети его супруги. Сестра артиста, Антонина — единственная, кто уделял ему внимание в последние годы — впоследствии рассказывала, что в доме Парфёнова остался только диван.
И дети, и внуки, и коллеги по театру словно забыли о Николае Парфёнове. Не желая оставаться в полном одиночестве и нищете, он решил передать свою жилплощадь в собственность государства и провести остаток жизни в пансионате для престарелых при Доме актера имени Яблочкиной. Однако сделать это не удалось: выяснилось, что Лариса Алексеевна, не поставив его в известность, прописала в квартире свою внучку. Которая, разумеется, не отказалась от такого «наследства».
7 января 1999 года Николай Парфёнов умер в своей опустошённой квартире на улице Гарибальди от разрыва сосудов головного мозга. Рядом с ним была только сестра Антонина. Рассказывая о последних мгновениях жизни брата, она утверждала, что перед смертью тот улыбнулся и попросил перекрестить его — хотя до этого о вере он никогда не говорил. Антонина Ивановна выполнила эту просьбу.