Ограбление музеев — популярный детективный сюжет, который может быть основан на реальных событиях, а может быть придуман сценаристами. И иногда сложно отличить одно от другого!
Эта тема всегда привлекает внимание не только общества, но и журналистов, писателей и режиссёров. Про музейные кражи было снято много популярных фильмов — от триллеров до комедий, а в жизни это всегда очень серьёзное дело, особенно если пострадал крупный и знаменитый музей. И в кино, и в жизни чаще всего крадут картины — на самом деле есть даже список самых похищаемых художников, который возглавляет Пабло Пикассо, а работу Рембрандта «Портрет Якоба де Гейна III» занесли в книгу рекодов Гиннеса как самую часто воруемую картину — её крали четыре раза, но все четыре раза находили.
Некоторые фильмы о музейных кражах были сняты по реальным событиям — некоторые сюжеты были придуманы сценаристами. Вспомним некоторые из них!
www.wikipedia.org
Место нахождения: Музей западного и восточного искусства, Одесса.
В 1965 году министр культуры СССР Екатерина Фурцева заявила: «В Советском Союзе, в отличие от Запада, музеи не грабят». И через несколько недель из Пушкинского музея была похищена картина Франса Халса «Святой Лука»! Картину просто грубо вырезали из подрамника в санитарный день, когда музей был закрыт для посетителей… Этот факт моментально был засекречен.
«Возвращение «Святого Луки», к/с «Мосфильм», 1970, реж. А. Бобровский
Дело было раскрыто через полгода благодаря случайности. Картина понадобилась одному коллекционеру, и для осуществления своего плана он нашёл ранее судимого реставратора, которого недавно взяли на работу в Пушкинский музей под «честное слово» и обещание принести диплом о высшем художественном образовании. Никакого диплома у него не было и именно на это его поймал коллекционер, пообещав сделать документ и хорошо заплатить за небольшую услугу — вырезать полотно из рамы… Позже коллекционер отказался и от обещанного, и от картины — «Святой Лука» остался у похитителя, который простодушно пытался продать ее иностранцам на Калининском проспекте. Один из «иностранцев» оказался сотрудником КГБ…
Дело раскрыли не только настоящие оперативники, но и полковник Зорин в фильме «Возвращение „Святого Луки“». На экране детективная история была закручена ещё интересней, чем в жизни.
www. hermitagemuseum.org
Место нахождения: Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Картину Рембрандта «Портрет молодого человека с кружевным воротничком» в жизни никто не крал — она висит в Эрмитаже. А вот в фильме «Старики-разбойники» именно на неё упал выбор без пяти минут пенсионеров Мячикова и Воробьёва, задумавших «ограбление века». Цель кражи была благородная — следователь Мячиков должен был раскрыть это дело и остаться на службе. Это было самое нахальное ограбление в советском кино!
«Старики-разбойники», к/с «Мосфильм», 1971, реж. Э. Рязанов
Друзья переоделись в технических рабочих, пришли с лестницей в зал и просто сняли картину, объяснив смотрительнице и посетителям, что ее отправляют на реставрацию… Конечно, такая ситуация возможна только в комедии — об отправке картин на реставрацию и о том, кто именно её заберёт, и какие нужны для этого документы, знают все сотрудники реальных музеев. А вот то, что музей не разгласил факт кражи — вполне может быть, так как это всегда удар по репутации.
Однако в 2019 году в Третьяковской галерее произошло ограбление по сценарию «Стариков-разбойников». Молодой человек в неприметной одежде на глазах у посетителей уверенно подошёл к картине Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым», снял её со стены, осмотрел, вынул из рамы и унёс. Все окружающие были абсолютно уверены, что это сотрудник галереи за работой, а смотрителей в этот момент рядом не было. Грабителя и Куинджи нашли на следующий день — один отправился под суд, второй вернулся в музей, где начали обновлять всю систему охраны.
«Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (1971)
«Корона Российской империи, или Снова неуловимые», к/с «Мосфильм», 1971, реж. Э. Кеосаян
Место нахождения: Алмазный фонд, Москва.
Большая императорская корона Российской империи находится под такой охраной, что ей мало что угрожает, а на все выставки ездит её копия, так как корона не может покидать Алмазный фонд. А вот в фильме «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» она была легко похищена из музея! Атаман Бурнаш, штабс-капитан Овечкин, полковник Кудасов и аферист Нарышкин под руководством мьсе Дюка задумывают украсть корону, по официальной легенде, для коронации в наследника государя, а на самом деле, чтобы продать её в Америку и обвинить большевиков в расхитительстве народного достояния. Подосланный маленький бродяга проверяет наличие сигнализации, злодей подсматривают способ её отключения, а остальное — дело техники. Кража свершилась не по плану, а нарушение договорённостей приводит к расколу заговорщиков… В их похищениях короны друг у друга смогли разобраться «неуловимые»!
www.wikipedia.org
Место нахождения: Музей Метрополитен, Нью-Йорк
В одной из серий детективного сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи» сотрудники таможни задержали иностранца, который пытался вывезти не представляющую ценности картину «Подпасок с огурцом». Экспертиза показала, что под верхним слоем краски скрывается портрет кардинала Фернандо Ниньо де Гевара кисти Эль Греко, который находился в провинциальном музее. Заявлений о краже из музея не поступало, и следователи выяснили, что в экспозиции висят копии нескольких полотен… Следы приводят к коллекционеру Анатолию Боборыкину, который промышлял подделками предметов искусства и ювелирных изделий Фаберже.
«Следствие ведут ЗнаТоКи», Главная редакция лит-драм. программ ЦТ, 1971—1989, реж. В. Бровкин, Ю. Кротенко, В. Турбин, Г. Павлов
На самом деле портрет кардинала Фернандо Ниньо де Гевара никто не похищал, он находится в американском музее Метрополитен, но некоторые линии сюжета была взяты из дела Михаила Монастырского — в фильме он выведен как ювелир Ким Фалеев. Монастырский работал реставратором в Эрмитаже, подделывал музейные справки, подменял подлинники копиями, а оригиналы продавал за границу, а затем организовал производство поддельного Фаберже и их уже продавал под видом оригиналов. Подделки были такого качества, что экспертиза ничего не показывала, а после того, как махинации вскрылись — Эрмитаж забрал некоторые в свой фонд.
Монастырский имел 4 судимости и отсидел суммарно 20 лет, после легально занимался антикварным бизнесом. В 2006 году его работы пропали из Эрмитажа, а через год Монастырский погиб в ДТП.
www.hermitagemuseum.org
Место нахождения: Эрмитаж, Санкт-Петербург.
В 1985 году в Эрмитаж прошёл мужчина, спросивший у смотрительниц, какая из картин музея самая ценная. Смотрительницы указали на «Данаю» кисти Рембрандта. Мужчина подошёл к картине, выплеснул на неё из принесённой склянки серную кислоту и порезал картину ножом. Сумасшедший любитель живописи был задержан и отправлен в психиатрическую лечебницу, а картина 12 лет находилась на реставрации. Сначала в музее хотели выставить копию, но всё-таки удалось восстановить подлинник.
«Бандитский Петербург», к/к «Киномост», 2000, реж. В. Бортко, В. Сергеев, В. Фурман, А. Бенкендорф
Этот сюжет лёг в основу первой части сериала «Бандитский Петербург», завязанной на похищении картины Рембрандта «Эгина» из квартиры криминального банкира Михаила Монахова. В квартиру она попала как раз из музея. После нападения сумасшедшего с кислотой она отправилась на реставрацию к художнику, мастеру копий, работавшему на Эрмитаж. Копия в музей и вернулась и висела там, пока оригинал не украли из-под носа главных бандитов Петербурга.
Образ Михаила Монахова был списан с того же Михаила Монастырского — прототипа ювелира в «Подпаске с огурцом».
www.wikipedia.org
Место нахождения: неизвестно
Из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне было похищено 11 полотен знаменитых мастеров, включая картину Яна Вермеера «Концерт» — это исторический факт. А создатели сериала «Гид и большие соблазны» предположили, что могло бы быть дальше… Например, один из русских художников нанёс поверх изображения другой рисунок и вывез полотно из США вместе с работами малоизвестных современных авторов. После возвращения он спрятал картину в тайнике, а вскоре погиб. Спустя 30 лет становится известно о нахождении картины в России, и за бесценным полотном начинается охота — кто найдет картину первым, тот сорвёт куш в $ 10 млн!
На самом деле в 1990 году грабители вынесли из музея 13 экспонатов, среди которых была не только картина Вермеера, но и работы Дега, Мане, Флинка и Рембрандта. Было установлено, что два человека в форме полицейских приехали ночью якобы по сигналу, вызвали обоих охранников, надели на них наручники и приковали в подвале. Преступники забрали кассеты камер видеонаблюдения и не оставили ни одной улики, а экспонаты бесследно исчезли — с тех пор они не появлялись ни на аукционах, ни в коллекциях, ни на чёрном рынке. Обещанная музеем награда в в $ 10 млн за информацию об их местонахождении до сих пор в силе…