Сегодня актёру Виктор Бычкову исполнилось 69 лет!
4 сентября он отмечает не только день рождения, но и годовщину свадьбы — как признавался сам актёр, 16 лет назад они с Полиной специально выбрали этот день, чтобы избежать частой мужской проблемы с забыванием важных дат! Виктор Бычков постоянно занят на съёмочных площадках, а всё свободное время проводит с женой и сыном, общается с детьми от предыдущих браков, пишет рассказы, занимается делами своего продюсерского центра, а иногда устраивает авторские экскурсии по Карелии, которую хорошо знает ещё со времён легендарного «Кузьмича».
* * *
«Вий», к/к RFG, к/к MGE, к/с ANKOR-film, 2014, реж. О. Степченко
В 2008 году Виктору Бычкову пришло предложение попробоваться на роль русского генерала в фильме Стивена Спилберга «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа». Для видеопроб надо было просто прочитать на камеру текст роли на английском языке. Бычков подошёл к заданию слишком ответственно — дома с женой они построили целую декорацию с квашеной капустой, штофом самогонки и икрой, дописали текст, а подыграть за американцев позвали друга с разговорным английским. За ночь сняли мини-фильм и отправили через агентов Спилбергу. От него пришёл ответ, мол, это слишком хороший русский, и на роль не утвердили.
* * *
«Кукушка», к/к СТВ, 2002, реж. А. Рогожкин
Виктор Бычков и Вилле Хаапасало — авторы идеи фильма «Кукушка». Историю придумали за работой в багетной мастерской отца Вилле, куда Бычков приезжал после съёмок первых «Особенностей…», только в их представлении это была пьеса. Они обсудили сюжет — 1939-й год, русский и финский солдаты отбились от своих и заблудились в карельских лесах, где встретили женщину, которая говорит на языке карелов, — но до написания пьесы так и не дошли. Позже Бычков рассказал про их идею режиссёру Александру Рогожкину, который за несколько дней написал по ней сценарий, перенеся события в Финляндию 1944-го года. Правда никто из спонсоров не хотел, чтобы главные роли играли Бычков и Хаапасало — боялись ассоциаций с пьяницами из «Особенностей…». Рогожкин друзей не предал, но получил минимальную сумму — в успех серьёзного фильма с участием «Кузьмича» и «Райво» никто не верил. Как оказалось — зря!
* * *
«Исключения без правил»», к/с «Ленфильм», 1986, реж. В. Бортко, А. Рогожкин, В. Бутурлин
Первую главную роль в кино Виктор Бычков сыграл у Владимира Бортко в проекте из нескольких новелл «Исключения без правил». В одной из сцен его герой Борис падал в канаву — падал актёр с двухметровой высоты дублей семь, отбил спину, а в результате в кадре даже не было видно ни глубины канавы, ни даже лица Бычкова… Фильм сразу показали по Ленинградскому телевидению, и актёра начали узнавать на улицах. Спустя несколько лет в автобусе к нему подошёл мальчик и спросил: «Скажите, это вы играли Бориса с фабрики мягкой игрушки?». Бычков подтвердил, но вместо комплимента услышал: «Как вы постарели!«
* * *
«Улицы разбитых фонарей», к/к «Русское видео-фильм», 1997-1998, реж. А. Рогожкин, Д. Светозаров, К. Капица, В. Аксёнов, В. Бортко
Виктор Бычков вспоминал, как когда-то давно в Новгороде на стоянке к нему двинула толпа молодых людей с битами. И пока актёр пытался сообразить, что от него может быть надо и что сделать, чтобы уцелеть — толпа обступила и выяснилось, что они хотели сказать, как классно актёр сыграл бомжа Померанцева в «Улицах разбитых фонарей».
* * *
«Особенности национальной рыбалки», к/к СТВ, 1998, реж. А. Рогожкин
В «Особенностях национальной рыбалки» был эпизод с медитацией Кузьмича. Бычков предложил, чтобы его герой не просто сидел в позе лотоса, а ещё три раза прокрутился вокруг своей оси. Режиссёр сначала отказался — спецэффектов в фильме запланировано не было, но оказалось, что актёр привёз на съёмки гимнастический вращающийся диск! Рогожкин махнул рукой, и актёр отправился тренироваться. Ночью в гостиничном номере он вращался сидя на диске, пока не рассчитал с какой силой надо оттолкнуться, чтобы прокрутиться трижды и остановиться в исходной точке. И только улегся — как его осенило, что Кузьмич-то будет в плаще и шапке, а это другой вес! Встал, накинул плед и снова сел вращаться, пытаясь не хохотать, представляя себя сейчас со стороны… На съёмках всё получилось идеально!
* * *
«Особенности национальной охоты», к/с «Ленфильм», 1995, реж. А. Рогожкин
Зрители, да и многие коллеги, были уверены, что на съёмках «Особенностей национальной охоты» в кадре было мало трезвых, однако случилось это только один раз! Съёмочный день был закончен, актёры сходили в баню, отметили это дело, но тут на пороге появился ассистент режиссёра со словами, что нужно срочно снять сцену с участием Бычкова и Хаапасало! Егерь Кузьмич должен в ночи везти финна Райво на милицейском УАЗике к дояркам. Бычков испуганно спросил: как же ехать, если уже темно, а сам он выпил… Рогожкин ответил, что ехать кругами по дорожкам, но быстро. Для Бычкова до сих пор удивительно, что они не помяли одолженный у милиции УАЗик.
* * *
«Особенности национальной охоты», к/с «Ленфильм», 1995, реж. А. Рогожкин
На съёмочную площадку «Особенностей национальной охоты» привезли медвежонка Борю, которого одолжили у уличных фотографов. У Бори до съёмок была несладкая жизнь и скверный характер — он покусал членов съёмочной группы, а особенно невзлюбил Семёна Стругачёва и всегда норовил его задеть. Единственным, кто нашёл общий язык с медвежонком, оказался Виктор Бычков. Он разговаривал с ним, гладил, угощал грибами и так нравился зверю, что на съёмках Боря каждый раз начинал облизывать актёра вместо того, чтобы просто сидеть рядом. Если другие актёры опасались подходить к Боре, если тот был не под снотворным, то Бычков мог сниматься с бодрым животным — в присутствии актёра он становился очень воспитанным медведем.