К 90-летию со дня рождения знаменитого режиссёра!
Андрей Тарковский — о своих фильмах, свободе и смысле жизни.
С первого полнометражного фильма Андрей Тарковский стал режиссёром с мировой известностью — драма «Иваново детство» 1962 года получила главный приз Венецианского кинофестиваля и около двадцати других наград. Режиссёр вообще был триумфатором международных конкурсов — у него было семь призов Каннского кинофестиваля, премии «Давид ди Донателло» и BAFTA и десятки других побед на зарубежных кинофестивалях. В СССР к его работам относились более прохладно, однако в 1980 году Андрей Тарковский получил звание народного артиста РСФСР. Сам он говорил: «Утвердить себя личностью своеобразной невозможно без дифференциации зрителя. Я не вижу в массовости никакого смысла…» — и всю жизнь снимал концептуальное «кино не для всех».
«Иваново детство», к/с «Мосфильм», 1962, реж. А. Тарковский
«Я искал одной возможности — называться режиссёром. В это понятие для меня входят стиль, гражданские идеи, воплощение, форма. „Иван“ (фильм „Иваново детство“ — прим. ред.) был для меня важен профессионально. Сложность в самой жизни. Кинематограф — это искусство, которое связано с жизнью. Каждый день поражает неповторимостью и поэтичностью». [источник]
«Пусть надежда — обман, но он даёт возможность жить и любить прекрасное. Без надежды нет человека». [источник]
«Зеркало», к/с «Мосфильм», 1974, реж. А. Тарковский
«Актёр не должен выдумывать образ, драматичный или трагичный, он должен играть то, что свойственно его нутру. Но если актёр лишён темперамента — это его смерть». [источник]
«Фильм „Зеркало“ ближе всех мне, потому что основан на событиях, связанных с моим детством. В этом фильме нет ни одного выдуманного эпизода, всё там правдиво, и весь он основан на нашей семейной биографии». [источник]
«Ностальгия», Rai 2, «Совинфильм»,1983, реж. А. Тарковский
«Гармония достигается только путём каких-то столкновений, конфликтов, её рождает хаос. И достоинство человека в том, чтобы урегулировать его, иначе добиться спокойствия, гармонии невозможно». [источник]
«Мне кажется, что человеческое существо создано для того, чтобы жить. Жить на пути к истине. Вот почему человек творит». [источник]
«Солярис», к/с «Мосфильм», 1972, реж. А. Тарковский
«Первые мои впечатления о кино были очень странные, я никогда не понимал, что такое кино. Многие шли в институт кинематографии, для того, чтобы стать режиссёрами и уже знали, что такое кино. Для меня это была загадка. Более того, когда я кончил эту школу кинематографическую, я, в общем-то, совершенно не понимал, что такое кино, и не чувствовал этого совершенно. И я не видел для себя какого-то призвания…» [источник]
«При создании фильма „Солярис“ меня волновала проблема столкновения человеческого интеллекта на пути познания с каким-то неизвестным. Меня интересовала проблема чисто внутренняя, психологическая, человеческая. Меня интересовало, способен ли человек жить в нечеловеческих условиях и остаться человеком». [источник]
«Сталкер», к/с «Мосфильм», 1979, реж. А. Тарковский
«Гораздо легче бывает судить других, а себя мы знаем меньше всех. И в этом как бы сущность нашего неумения внимательно относится к внутренним проблемам человека». [источник]
«Когда мне говорят: что вы думаете по поводу „Сталкера“, я теряюсь, потому что я никогда не думал о том, чтобы „Сталкер“ или какой другой мой фильм принадлежал к какому-то определённому жанру, я не знаю. Скорее это какая-то притча, чем научная фантастика. Я никогда не думал о том, как отнесётся зритель. Я не знаю, мне очень трудно влезть в шкуру зрителя и узнать, что он думает по этому поводу. Мне кажется, это задача не благодарная, да и не нужная». [источник]
«Андрей Рублёв», к/с «Мосфильм», 1966, реж. А. Тарковский
«Свобода — это возможность уважать в себе и других чувство достоинства». [источник]
«Я никогда не делал картины на злобу дня. Кое-кто считает, например, что мои картины, в частности „Рублёв“, сделаны с позиции человека, который хочет критиковать советскую власть, ну и делает это таким эзоповым языком — рассказывает какую-то историю четырнадцатого века о жизни иконописца. Сразу должен сказать, что я отметаю совершенно это объяснение моей картины». [источник]
«Жертвоприношение», к/с Svenska Filminstitutet, к/с Argos Films, 1986, реж. А. Тарковский
«Главная задача искусства — это разрешение духовного кризиса, царящего во всём мире». [источник]
«Мне кажется, человек не нуждается в богатстве. И потом мне кажется, богатый человек начинает меняться как-то внутренне. Он изменяется. Он становится скупым. Он начинает защищаться от других, начинает защищать своё богатство и потом начинает ему служить. И вот это рабство, зависимость от собственного богатства, мне кажется, это самое опасное, что оно за собой влечёт». [источник]
«Сегодня увольнения не будет…», ВГИК, 1958, реж. А. Тарковский, А. Гордон
«На свои премьеры ходить не люблю, так как сразу же после выхода фильма на экраны, я не могу воспринимать свою картину целиком. Это как хозяйка, принимая гостей не может оценить вкуса своих блюд, т.к. она перепробовала их, когда готовила». [источник]
«Смысл нашего существования здесь на земле в том, чтобы духовно возвыситься». [источник]
«Каток и скрипка», к/с «Мосфильм», 1960, реж. А. Тарковский
«Никогда не умел отделить свою собственную жизнь от фильмов, которые я делаю. Для меня картины всегда были частью моей жизни, и вообще — для того, чтобы сделать какую-то картину, мне приходилось всегда делать какой-то выбор жизненно необходимый, жизненно важный». [источник]
«Каждый человек должен учиться с детства находиться одному. Это не значит, быть одиноким. Это значит — не скучать с самим собой». [источник]