Кто подсказал Дмитрию Глуховскому идею романа, какой актёр хотел сыграть главную роль и как снимали самую скандальную сцену.
Экранизацию своего романа «Текст» Дмитрий Глуховский предложил режиссёру Климу Шипенко. Он в то время работал над комедией «Холоп», но его зацепила идея, что в современном мире доступ к чужому телефону фактически даёт доступ к жизни человека. Эту идею Глуховскому когда-то подсказал другой режиссёр — знаменитый Владимир Хотиненко… Работа над двумя абсолютно разными проектами шла почти одновременно, оба фильма вышли в один год и наделали много шума, а Шипенко стал самой обсуждаемой персоной из мира кино.
«Текст», к/к «Start», «Централ Партнершип», 2019, реж. К. Шипенко
Александра Петрова и Ивана Янковского утвердили без проб, а вот на роль Нины однозначной кандидатуры не было. К моменту съёмок в театре им. Ермоловой шёл спектакль по роману Глуховского с участием Ильи Маланина, Артёма Ткаченко и Кристины Асмус, режиссёр посмотрел постановку, но был разочарован и принципиально решил не приглашать задействованных актёров. Однако Кристина Асмус так настойчиво добивалась встречи с Шипенко, что он согласился провести пробы и в результате утвердил на роль именно её. Героини в спектакле и фильме сильно отличались, и актрисе больше нравилось то, как Нина представлена в кино.
«Текст», к/к «Start», «Централ Партнершип», 2019, реж. К. Шипенко
Сценарий к фильму «Текст» писал автор романа. Он хотел, чтобы Янковский сыграл главного героя Илью, а Петров — подкинувшего ему наркотики офицера МВД Хазина, и только в процессе съёмок согласился, что выбор режиссёра получился удачнее. Петров придал герою «дворовость» и грубоватость и в интервью говорил, что это стопроцентно его персонаж, а Янковский сделал образ Хазина мягче. На роль Ильи претендовал Александр Паль, но пока шла доработка сценария актёр согласился на другой проект.
«Текст», к/к «Start», «Централ Партнершип», 2019, реж. К. Шипенко
Работа над фильмом началась на Мальдивах, где отсняли несколько сцен, а основные съёмки шли в Москве и подмосковном Дзержинском. Никаких согласований, получения разрешений и перекрытий улиц не было — группа работала в живых условиях и всё снималось с настоящими прохожими, пассажирами общественного транспорта и посетителями кафе. Некоторые сцены снимали скрытой камерой, встроенной в переноску для животных. Режиссёр признавал, что работа была некомфортной, но он считал, что сам фильм по атмосфере не должен быть комфортным, поэтому отказался от павильонов и декораций. Одного из пассажиров метро сыграл сам автор романа Дмитрий Глуховский.
«Текст», к/к «Start», «Централ Партнершип», 2019, реж. К. Шипенко
Сцены в канализационном колодце снимались в самые морозные дни. Чтобы актёры не простудились, им наливали в таз горячую воду и в перерыве между дублями Петров и Янковский снимали обувь и становились в этот таз. Со стороны это смотрелось настолько абсурдно, что очень драматичные эпизоды снимали через смех.
«Текст», к/к «Start», «Централ Партнершип», 2019, реж. К. Шипенко
Знаменитую эротическую сцену Кристина Асмус и Иван Янковский снимали без свидетелей. Режиссёр выдал им мобильник, сказал: «Ну, вы там представляете, как это делается…» — и закрыл дверь. Актёры снимали дубль, показывали режиссёру, он говорил, что изменить. Всего понадобилось пять дублей, и в результате сцена получилась настолько откровенной, что после премьеры грянул скандал, а Асмус в соцсетях и прессе просто затравили. Актриса была готова к такой реакции и даже гордилась, что не побоялась сниматься, однако сказала, что в следующий раз от подобных сцен откажется.
«Текст», к/к «Start», «Централ Партнершип», 2019, реж. К. Шипенко
Специально для «Текста» рэпер Баста написал композицию «Страшно так жить», на которую позже был снят клип по мотивам фильма. Режиссёром клипа стал Клим Шипенко, а Александр Петров снова сыграл своего героя Илью Горюнова и исполнил один куплет песни.
«Текст», к/к «Start», «Централ Партнершип», 2019, реж. К. Шипенко
У фильма есть три версии — прокатная, фестивальная и сериальная. В кинотеатрах была показана сокращённая версия с цензурой, на фестивалях демонстрировалась версия без цензуры, а сериальная версия под названием «Текст. Реальность» была предназначена для онлайн-кинотеатров. В пять серий вошли отснятые материалы, которым не нашлось места в полнометражной картине.