Фильмы Никиты Михалкова всегда событие, он сам сыграл десятки ролей, не всегда главных, но был заметен даже в эпизоде. В кино он пришёл в 14 лет, сыграв школьника в фильме «Тучи над Борском», а очень скоро стал узнаваемым актёром…
Первая главная роль Никиты Михалкова. Сценарист Геннадий Шпаликов дружил с Андреем Кончаловским и посоветовал режиссёру Георгию Данелии взять в фильм его младшего брата. Данелия сначала отказывался, так как помнил Никиту как щуплого невыразительного подростка, но когда 18-летний Михалков пришел на пробы, то режиссёр понял, что со встречи прошло достаточно времени — перед ним стоял высокий харизматичный молодой человек.
«Я шагаю по Москве», к/с «Мосфильм», 1963, реж. Г. Данелия
Через неделю начинающий актёр неожиданно отказался сниматься до тех пор, пока ему не повысят ставку до уровня молодой звезды. Возмущался, что играет главную роль, а получает даже меньше, чем некоторые актёры второго плана! Данелия пытался объяснить, что, например, Галину Польских зрители уже знают и любят, поэтому у неё ставка больше, но исполнителя главной роли это не убеждало. Тогда режиссёр попросил ассистента связаться с актёром, который пробовался до Михалкова, подобрать ему костюм и завтра пригласить на площадку. Михалков занервничал, расстроился и признался, что это ему посоветовал брат Андрей. Мол, тебя уже утвердили и уже неделю снимают, ничем не рискуешь — требуй…
«Я шагаю по Москве», к/с «Мосфильм», 1963, реж. Г. Данелия
Песня «А я иду, шагаю по Москве» которую Никита Михалков спел в фильме, стала главным хитом начала 60-х, а фильм — гимном молодёжи того времени. Сам актёр до сих пор с нежностью вспоминает эту работу, говоря, что тогда он ещё думал: «Как, оказывается, легко быть артистом!»…
Режиссёрский дебют Никиты Михалкова. Основой истерна «Свой среди чужих, чужой среди своих» стала повесть «Красное золото», которую режиссёр написал вместе со сценаристом Эдуардом Володарским.
«Свой среди чужих, чужой среди своих», к/с «Мосфильм», 1974, реж. Н. Михалков
Атамана Брылова Михалков с самого начала выписывал «под себя». Он придумал ему пижонские жесты и щегольский внешний вид в стиле итальянских вестернов. Режиссёр знал, что цензура может придраться к явно западному герою, поэтому на всякий случай сразу придумал оправдание — это же отрицательный персонаж, вот поэтому у него такие яркие буржуазные черты.
Атаман понравился и цензуре, и зрителям — он был тем обаятельным негодяем, какие ещё не раз встретятся в фильмографии Михалкова…
«Свой среди чужих, чужой среди своих», к/с «Мосфильм», 1974, реж. Н. Михалков
Во время съёмок Никита Михалков женился на манекенщице Татьяне Соловьёвой, которая приехала к нему на съёмочную площадку в Чечне. Специально для Татьяны Никита Михалков придумал эпизод и снял её в роли «девушки мечты атамана Брылова». В том же эпизоде снялись оператор картины Павел Лебешев и художник Александр Адабашьян, которые через несколько дней стали свидетелями на их свадьбе…
В знаменитом детективном сериале Никита Михалков играет наследника поместья, который приехал в чопорную Англию из Канады. Режиссёр Игорь Масленников хотел в этой роли снимать Николая Губенко, но уговорить актёра ему не удалось, и какое-то время кандидата на эту роль не было.
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей», к/с «Ленфильм», 1981, реж. И. Масленников
Пригласить Никиту Михалкова режиссёру посоветовал оператор Юрий Векслер — его жена Светлана Крючкова в тот момент снималась в михалковском фильме «Родня». Как только актёр приехал на съёмочную площадку, все поняли, что сэр Генри будет отличаться от сценарного образа — Никита Михалков сходу сделал его комедийным персонажем. Сценарий переписали, придумав противостояние буйного американца в волчьей шубе и сдержанных англичан с их овсянкой, и получилась одна из самых ярких серий «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей», к/с «Ленфильм», 1981, реж. И. Масленников
За компанию с Михалковым приехал сценарист, актёр и художник Александр Адабашьян. Друзья начали вмешиваться в съёмочный процесс и даже слегка командовать режиссёру. Тогда Игорь Масленников, чтобы прекратить поток советов, как ему лучше снимать фильм, решил занять Адабашьяна ролью Бэрримора. Вместе с фразой «Овсянка, сэр!» эта роль стала визитной карточкой актёра.
Когда Эльдар Рязанов задумывал фильм, то представлял в роли Карандышева только Андрея Мягкова, а Паратова был готов отдать только Никите Михалкову. Он был с ними уже знаком, снимал их в своих фильмах и поэтому был уверен в своём выборе. Актёрам он сразу сказал, что если хотя бы один из них откажется — фильма не будет. К счастью, оба согласились.
«Жестокий романс», к/с «Мосфильм», 1984, реж, Э. Рязанов
Никита Михалков в роли барина был невероятно органичен! Красивый негодяй, который с шиком покутил состояние и теперь жертвует своими и чужими чувствами ради выгодной женитьбы, положительным героем, конечно, не стал, но многие даже не смогли его осудить. А зрительницы почти поголовно были очарованы этим Паратовым, несмотря на судьбу влюблённой в него Ларисы Огудаловой…
«Жестокий романс», к/с «Мосфильм», 1984, реж, Э. Рязанов
Никита Михалков настолько вжился в образ разгульного барина, что устраивал регулярные банкеты всей съёмочной группе. Как-то раз местные жители даже вызвали милицию, чтобы утихомирить гуляющих в ночи актёров, но приехавший наряд был настолько поражен застольем с участием звёзд советского кино, что милиционеры попросили разрешения посидеть в их компании. По результатам опроса зрителей драма «Жестокий романс» стала лучшим фильмом года, а Никита Михалков был признан лучшим актёром года.
Самая масштабная работа Никиты Михалкова. Первая часть фильма «Утомлённые солнцем», где он был режиссёром, сценаристом и исполнителем главной роли, вышла в 1994 году, а спустя пятнадцать лет появилось продолжение.
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Сценарий Никита Михалков писал вместе с Рустамом Ибрагимбековым — своим соавтором со времен ВГИКа. События закручивались вокруг комдива Сергея Котова — героя войны и любимца Сталина. Однажды к нему на дачу приезжает старинный друг семьи, который когда-то ухаживал за его женой, и с этого момента жизнь семьи рушится… Роль комдива Никита Михалков сразу писал под себя, но допускал, что его может сыграть Владимир Гостюхин. Всё решило участие в фильме маленькой дочери режиссёра — с отцом Надя чувствовала себя более уверенно.
«Утомлённые солнцем – 2: Предстояние», студия «ТРИТЭ», 2010, реж. Н. Михалков
В 1995 году драма «Утомлённые солнцем» стала победителем премии «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. До сих пор это единственный «Оскар» российского кинематографа.
Участие мэтра советского и российского кино в «чёрной» комедии Алексея Балабанова было неожиданностью для всех! Никите Михалкову досталась роль гротескного криминального авторитета Михалыча, который фанатично любит своего сына. Сам Михалков говорил, что его персонаж — это проводник Андрей из «Вокзала для двоих», который дожил до 90-х.
«Жмурки», кинокомпания «СТВ», 2005, реж. А. Балабанов
Балабанов видел Михалыча абсолютно другим — серьезным мафиози в кожаном пальто, жестким и ничего не боящимся, но Михалков сказал, что это будет скучно. Такими героями уже переполнены фильмы и сериалы, а вот такого «неожиданного идиота» ещё не было, в том числе и в фильмографии актёра. Михалыча режиссёр искренне полюбил и был очень благодарен Балабанову за возможность «оторваться».
«Жмурки», кинокомпания «СТВ», 2005, реж. А. Балабанов
Съёмочная группа очень волновалась перед его приходом на съёмочную площадку и не представляла, как работать с «самим Михалковым!», а оказалось, что это единственный актёр, который не доставил никаких проблем. Михалков говорил, что просто он знает своё место на съёмочной площадке другого режиссёра и для него абсолютно нормально выполнять поставленные задачи — в этом и выражается любовь к профессии.