Почему первый брак актёра рухнул прямо на свадьбе, из-за чего у него была плохая репутация и каких героев он мечтал сыграть…
Олег Даль родился почти накануне войны — 25 мая 1941 года. Все детство он мечтал о героической профессии лётчика или военного, но из-за болезни сердца с этими мечтами пришлось распрощаться. В школе он увлёкся творчеством Михаила Лермонтова и захотел стать актёром, чтобы на сцене сыграть Печорина из «Героя нашего времени». Родители были категорически против выбора сына — они были далеки от творческих кругов и считали актёрство очень ненадежным занятием. Но Олег, выслушав напоследок, что его всё равно не возьмут из-за картавости, подал документы в Щепкинское училище.
«Хроники пикирующего бомбардировщика», к/с «Ленфильм», 1967, реж. Н. Бирман
Он поступил с первого раза — приёмную комиссию покорило его чтение отрывка из любимой поэмы «Мцыри». Он оказался студентом сильного курса, с ним вместе учились Виталий Соломин, Михаил Кононов, Виктор Павлов и другие будущие знаменитые актёры. На третьем курсе Олега Даля позвали на телевидение — мало кто помнит, но вместе с актёром Олегом Борисовым они были ведущими первых игр КВН. Ещё через год Даль впервые снялся в кино — сыграл Алика Крамера в фильме «Мой младший брат».
«Мой младший брат», к/с «Мосфильм», 1962, реж. А. Зархи
После института Олега Даля сразу позвали в театр «Современник». Поначалу ему давали второстепенные роли и не в каждом спектакле, поэтому у него была возможность работать в кино. Он снялся в драме «Человек, который сомневается» и мелодраме «Первый троллейбус», на съёмках которой познакомился со своей первой женой Ниной Дорошиной. Их брак стал для него одним из самых сильных разочарований.
«Первый троллейбус», к/с им. М. Горького, Одесская к/с, 1963, реж. И. Анненский
Нина Дорошина в то время была влюблена в Олега Ефремова, который не отказывал себе в других увлечениях. Съёмки «Первого троллейбуса» выпали как раз на такой период, и актриса сильно переживала из-за его очередной пассии. Олег Даль пытался её успокоить и сам не заметил, как влюбился в страдающую девушку. Вскоре он сделал Дорошиной предложение, и она согласилась, хотя все знали, что любит молодая актриса только Ефремова. Знал это и сам Ефремов, о чём и заявил на свадьбе — на глазах жениха посадил Дорошину к себе на колени и на весь зал произнес: «А любишь ты все-таки меня!». Даль хлопнул дверью и свадьбу догуливали уже без него. Через пару недель они расстались, потом развелись, но при этом все стороны треугольника продолжали работать в одном театре.
«Первый троллейбус», к/с им. М. Горького, Одесская к/с, 1963, реж. И. Анненский
Успех к Олегу Далю пришёл в конце 60-х. Один за другим вышли фильмы с его участием «Женя, Женечка и „катюша“», «Хроника пикирующего бомбардировщика» и «Старая, старая сказка», а в театре он получил роль Васьки Пепла из пьесы «На дне». Он был блистателен в этих ролях, и его заметил мэтр Григорий Козинцев, который снимал шекспировского «Короля Лира». Козинцев пригласил Даля на роль шута, но никак не ожидал, что молодой актёр окажется сильно пьющим… Козинцев обычно такое не прощал, но Даль стал исключением — он играл именно так, как эту роль видел режиссёр. К тому времени Даль развёлся со второй женой — актрисой Татьяной Лавровой, а на съёмках «Короля Лира» познакомился с будущей третьей — монтажёром Елизаветой Апраксиной.
Актёр был, что называется, человеком с тонкой душевной организацией. Вспыльчивый, нервный, свободолюбивый — он не терпел, когда ему мешали работать, что-то шло не по его плану или получалось не идеально. Даль мог не выйти на сцену или съёмочную площадку, неожиданно отказаться от роли или устроить скандал. Причиной могло быть что угодно: на съёмках «Приключений принца Флоризеля» он отказывался идти в кадр из-за плохо сидящего костюма, во время съёмок «Земля Санникова» он обиделся, что его позвали только после того, как запретили снимать Высоцкого, раздражался из-за сценария и конфликтовал с режиссёром, в «Экипаже» без объяснений отказался сниматься после пары рабочих дней. Даль всё понимал, но сделать с собой ничего не мог. О себе он говорил: «Я не народный, я инородный»…
«Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы», к/с «Ленфильм, 1979, реж. Е. Татарский
Несмотря на то, что у Олега Даля была не очень хорошая репутация, многие режиссёры хотели его снимать — он как никто мог передавать характеры, которые были ему близки. Кроме того, его любили зрители. В 1975 году режиссёр Анатолий Эфрос осуществил детскую мечту актёра и позвал его на роль Печорина в телеспектакле «По страницам журнала Печорина». Редкий случай — Далю понравилась его работа! Обычно он нещадно критиковал и себя, и режиссёров, и зрителей, и советский кинематограф в целом.
«Герой нашего времени», к/с им. М. Горького, 1967, реж. С. Ростоцкий
Была у него ещё одна мечта — Зилов из пьесы Александра Вампилова «Утиная охота». В театре ему эту роль не предлагали, но в 1979 году он сыграл Зилова в снятом по пьесе фильме «Отпуск в сентябре». Драму сразу же положили на полку из-за темы лишнего человека, так как в советском обществе не могло быть лишних людей. Тем более таких трагичных, каким актёр сделал Зилова… После этого на «Мосфильме» Даль стал опальным актёром — его не рекомендовали снимать.
«Отпуск в сентябре», к/с «Ленфильм», 1979, реж. В. Мельников
Чтобы как-то поддержать Даля, в 1980 году режиссёр Владимир Наумов предложил ему преподавать актёрское мастерство во ВГИКе. Работа ему нравилась, да и студенты его полюбили, но состояние актёра было очень нестабильным — ролей почти не было. К тому же его сильно подкосила смерть Владимира Высоцкого, с которым они были в приятельских отношениях. На его похоронах Даль сказал, что будет следующим… Олег Даль умер в марте 1981 года в Киеве, куда приехал на пробы в комедию «Яблоко на ладони».