Ко дню рождения любимого актёра! Леонид Куравлёв о себе, своих ролях и любимых режиссёрах.
«Человек по своей природе — сказочник и мечтатель. Он верит, что наступит какой-то момент, который преобразит его жизнь в лучшую, счастливую сторону. И у меня такая вера существует. Но иногда удача приходит, когда ты, может быть, о ней не успел ещё помечтать. Так произошло и в моей жизни. Когда Шукшин меня снял в своей первой полнометражной картине «Живёт такой парень», самой моей любимой, я был как бы запущен в счастливую киносудьбу. У меня это первая главная роль. [источник]
«Живёт такой парень», к/с им. М. Горького, 1964, реж. В. Шукшин
«По сей день кричат в спину: „Афоня, дай рубль“. Раздражает, честно говоря. Ну какой я Афоня? У меня 250 ролей… А вот Афоня свой в доску. Мерзавец ведь, а любят». [источник]
«Сегодня о съёмках в кино я не думаю, меня больше занимает, что происходит сегодня в моей стране, в мире. Время очень непростое». [источник]
«Афоня», к/с «Мосфильм», 1975, реж. Г. Данелия
«Когда я сыграл роль летчика в фильме „Неподсуден“ (помните, того, который предаёт друга), приходили письма, в которых был один вопрос: „Почему вы согласились на роль подлеца?“. Зачем вообще Куравлёв соглашается на роли отрицательных персонажей? Отвечая моим корреспондентам, хочу сказать, что мне нравится играть самых разнохарактерных героев в самых разных лентах. У меня нет сложившегося амплуа. Каждая роль по-своему хороша, и даже то, что зритель иной раз готов броситься с кулаками на экран, — тоже актёрская удача. Что касается комедий, то сниматься в них люблю. Четыре раза посчастливилось работать с Леонидом Гайдаем, который, по его словам, очень серьёзно снимает комедию. Он прав, комедия — труднейший жанр. Вызвать смех в зале порой гораздо труднее, чем слёзы». [источник]
«Неподсуден», к/с «Мосфильм», 1969, реж. В. Краснопольский, В. Усков
«Два человека были для меня главными на Земле — моя Ниночка и Шукшин. От них шла одухотворённость». [источник]
«Вообще я сыграл трёх воров — Жорж Милославский, Шура Балаганов в „Золотом теленке“ Швейцера, Копчёный в фильме „Место встречи изменить нельзя“. Три вора — и всех их любит зритель, я не понимаю почему». [источник]
«Режиссёры любят импровизацию, если она точно укладывается в образ. Скажем, в „Иване Васильевиче…“ есть сцена, когда я вхожу в квартиру Шпака, которого граблю, случайно открываю бар, беру пачку денег и говорю: „Храните деньги в сберегательной кассе“. Я спросил Гайдая: „Можно добавлю: „Если они у вас, конечно, есть!“?“. Он говорит: „Замечательно. Импровизация тебя разогревает, это важно“. Придумал, чтобы мой герой появился в кадре с пачкой сигарет „Мальборо“. Это любимые сигареты Гайдая, и режиссёру было приятно». [источник]
«Иван Васильевич меняет профессию», к/с «Мосфильм», 1973, реж. Л. Гайдай
«По существу, в образе Афанасия Борщова надо было раскрыть драму одинокого человека, разменявшего четвёртый десяток лет и не сумевшего найти себя. Были причины тому, что я сначала отказался от этой роли, но постепенно проникся мыслями и заботами этого простого, хорошего, но не очень счастливого парня. Он уже не может вызвать однозначных эмоций, „чистого“ смеха. Отношение к нему замешено на сочувствии, грусти и размышлениях. После выхода картины на экран получил много писем от зрителей, где они выражали именно эти чувства». [источник]
«Не люблю себя на экране. Хотя, конечно, я удовлетворён тем, что сделал в кино. Я счастливый человек в своей профессии». [источник]
«Опасно для жизни», к/с «Мосфильм», 1985, реж. Л. Гайдай
«Татьяна Михайловна Лиознова хотела меня взять на Гитлера, за что я её тут же страшно зауважал. Уже Балаганов был, Борька Колокольников, а для неё не было критериев, кроме тех критериев, которые жили в ней по отношению к любому актёру. Плевала она на это. Отсюда и Гитлер. Я-то чувствовал, что не потяну на дьявола. И тогда она предложила мне Айсмана. Заклеила, чтобы я меньше напоминал другие роли, мне глаз, арийский горбатый нос приклеили, чтобы я больше, так сказать, смахивал на арийца, на немца». [источник]
«Семнадцать мгновений весны», к/с им. М. Горького, 1971 - 1973, реж. Т. Лиознова
«Я считаю, что актёру постоянно надо встречаться со зрителями, чтобы видеть, для кого он играет, услышать мнение о том, как играет». [источник]
«Мне очень нравится Гоголь. Роль в „Вие“ играл как по нотам. Вот говорят: „А трудно играть Гоголя?“. Не очень! Потому что он за тебя уже многое сделал. Текст льётся, как музыка гениальной симфонии. Я всякий раз получаю оригинальный сценарий и многое правлю, чтобы на душу ложилось, на язык. А Гоголь поработал за тебя прекрасно. И ещё аура мистики существует там. Она мне очень помогала как актёру…» [источник]
«Вий», к/с «Мосфильм», 1967, реж. К. Ершов, Г. Кропачёв
«Мне абсолютно не давалась математика. Так что нельзя было мечтать о серьёзном институте. И вот как-то двоюродная сестра, видя мои муки, сказала: „Слушай, иди во ВГИК! Там не надо сдавать математику. Вдруг пройдёшь!“» [источник]
«Я благодарен Богу, тем людям, прежде всего режиссёрам, конечно, которые вложили в меня свой талант, обогатили те способности, с которыми я появился на этот свет. Я не буду называть всех режиссёров, но среди них, конечно, Шукшин, Гайдай, Лиознова, Швейцер, Панфилов, все эти крупные режиссёры отдали часть своего таланта, вложили как в некий банк. Такова наша профессия. Я им очень благодарен и по сей день я в общем-то востребованный актёр». [источник]
«Я лёгкий человек! Я не пессимист. Мои герои — жизнерадостные люди. И я жизнерадостен». [источник]