Идея снять музыкальный фильм с Аллой Пугачёвой в главной роли возникла у композитора Александра Зацепина и поэта Леонида Дербенёва после блестящего выступления молодой певицы на конкурсе «Золотой Орфей». На «Мосфильме» их поддержали и нашли сценариста — им неожиданно стал писатель Анатолий Степанов, автор увлекательных милицейских детективов. Снимать фильм взялся режиссёр Александр Орлов, который уже был знаком с певицей — она записывала песни для его ранних фильмов.
«Женщина, которая поёт», к/с «Мосфильм», 1978, реж. А. Орлов
Главной героиней фильма стала молодая певица Анна Стрельцова, которая пыталась наладить личную жизнь и найти своё место в музыке… Первый вариант сценария под названием «Третья любовь» на студии забраковали с формулировкой: «Поступки главной героини лишены всяких мотивировок, в ней нет интеллигентности и душевной привлекательности». После правок в Госкино сценарий приняли, но он не понравился самой Алле Пугачёвой — много лирики и мало характера. Режиссёр со сценаристом убеждали певицу, что главное получить её согласие и запуститься, а уж сценарий они поменяют на ходу. Уговорили быстро — певица мечтала сниматься в кино!
«Женщина, которая поёт», к/с «Мосфильм», 1978, реж. А. Орлов
Ещё не успела начаться работа, как Пугачёву запретили снимать. Причин было две: во-первых, появился новый заведующий отделом пропаганды ЦК КПСС, который певицу терпеть не мог и велел её «задвинуть». Во-вторых, у Пугачёвой случился конфликт с директором «Мосфильма» — она заявила, что будет сниматься не так, как ей указывают, а так, как видит работу сама. Директор велел найти актрису посговорчивей. Расстроенные сценарист и режиссёр начали искать другую кандидатуру. Первой, кому они предложили роль, была Людмила Гурченко, но актриса сказала, что молодые певицы ей уже не по возрасту…
«Женщина, которая поёт», к/с «Мосфильм», 1978, реж. А. Орлов
Создателям фильма предлагали взять любую знаменитую актрису, а песни за неё мог бы исполнить кто угодно — хоть Пугачёва, хоть не Пугачёва. Идея им не нравилась, они хотели поющую артистку, которой не пришлось бы открывать рот под чужую фонограмму. Думали про Эдиту Пьеху или Софию Ротару, но их кандидатуры у всех вызывали большие сомнения… В результате остановились на певице Валентине Игнатьевой — солистке оркестра Леонида Утёсова и ВИА «Весёлые ребята».
«Женщина, которая поёт», к/с «Мосфильм», 1978, реж. А. Орлов
На пробах Валентина Игнатьева сыграла любовные сцены с Анатолием Ромашиным и исполнила пять песен в разных образах. Узнав о другой артистке, Алла Пугачёва потребовала сделать пробы и ей. Оба варианта показали руководству киностудии… На «Мосфильме» долго спорили — открыть для широкого зрителя талантливую Игнатьеву или всё-таки снять уже популярную Аллу Пугачёву. Выбор был сделан в пользу Аллы, а Игнатьева после этих проб получила приглашение в советско-швейцарскую драму «Бархатный сезон». Вместо Анатолия Ромашина в фильме сыграл Николай Волков. Он сразу же откликнулся на предложение, а слухи, что уже несколько знаменитых актёров отказались «обсуживать Пугачёву», только подогрели его интерес. Потом актёр говорил, что она оказалась человеком большой внутренней силы, а вовсе не высокомерной примой…
«Женщина, которая поёт», к/с «Мосфильм», 1978, реж. А. Орлов
Показанная в фильме история создания песни «Женщина, которая поёт» взята из реальной жизни. Алла Пугачёва нашла стихотворение балкарского поэта Кайсына Кулиева «Женщина, которую люблю», и оно произвело на неё сильное впечатление. Она захотела сделать из неё песню, для этого переписала стихи от первого лица, сократила куплеты и изменила строчку «…женщина, которую люблю» на «…женщина, которая поёт». Музыку на эти стихи певица писала вместе с композитором Леонидом Гариным. Название песни стало и названием фильма, к общей радости съёмочной группы, так как «Третья любовь» не нравилась никому.
«Женщина, которая поёт», к/с «Мосфильм», 1978, реж. А. Орлов
В процессе съёмок Алла Пугачёва устроила мистификацию, которая привела к грандиозному скандалу с композитором фильма Александром Зацепиным. Он написал для картины уже пять песен, в том числе знаменитую «Этот мир придуман не нами…», когда Алла Пугачёва попросила пустить её на его домашнюю студию. Она нашла молодого поэта и композитора Бориса Горбоноса и хотела записать его песни для исполнения на радио. Потом рассказала режиссёру жалостливую историю про то, что Горбонос — это полупарализованный мальчик из Люберец, показала его фотографию и попросила вставить песни в фильм. Режиссёр согласился — песни были хорошие…
«Женщина, которая поёт», к/с «Мосфильм», 1978, реж. А. Орлов
Для Зацепина появление второго композитора в фильме, да ещё тайком, было оскорблением. Настоящий удар его ждал позже — оказалось, что никакого Горбоноса не существует. Эти песни написала сама Алла Пугачёва и на фотографии никакой не юноша, а она — в очках, парике и с приклеенными усами! Пугачёва очень хотела быть не только известной певицей, но и композитором, и автором стихов, а возможности ей не давали… Вот они с мужем Александром Стефановичем и придумали Горбоноса.
Зацепин продолжать работу отказался, конфликт с Пугачёвой затянулся на десятки лет, но зато в фильме прозвучала её музыка. На тот момент композитор уже писал «под Пугачёву» песни для фильма «31 июня», но после этого позвал в фильм Татьяну Анциферову.
«Женщина, которая поёт», к/с «Мосфильм», 1978, реж. А. Орлов
В Госкино к готовому материалу отнеслись критически и отправили на доработку, а пока режиссёр вносил правки — началась рекламная кампания. Зрителям обещали чуть ли не биографическую картину с подробностями из бурной личной жизни певицы. На самом деле реальных фактов там почти не было, но премьеру встретили ажиотажем! Критики не оставили от фильма камня на камне за слабую драматургию, а вот зрителям «Женщина, которая поёт» очень понравилась — возможность послушать новые песни Аллы Пугачёвой, любимая певица в главной роли, красивые наряды, лиричная история… Певица стала актрисой года по результатам опроса зрителей, а фильм занял 27-ю строчку в списке лидеров за всю историю советского проката.
«Женщина, которая поёт», к/с «Мосфильм», 1978, реж. А. Орлов