Сценарий приключенческого фильма был написан по дневникам революционерки и первой женщины-министра Александры Коллонтай. С 1909 по 1915 год она вместе с подпольщиком Максимом Литвиновым участвовала в ввозе нелегального оружия в предреволюционную Россию. Оружие шло под видом театрального реквизита. По её воспоминаниям сценарист Михаил Мелкумов написал историю о французском виконте, открывшем в дореволюционной Одессе кабаре, которое финансировалось большевиками и использовалось ими как прикрытие для подготовки государственного переворота…
Режиссёра Георгия Юнгвальд-Хилькевича и сценариста Мелкумова вызвали в ЦК и потребовали вырезать из сценария упоминания об оружии. Напрасно режиссёр показывал выдержки из дневников, ему ответили категорично: «Что могла написать эта старая дура!» — и сказали, что большевики должны готовить идеологическую революцию и везти из-за границы книги и листовки.
Александра Коллонтай (www.histrf.ru)
За музыкальную часть в фильме отвечал конферансье и куплетист Жорж Бенгальский. Эта роль писалась сразу под Владимира Высоцкого, но его кандидатуру в Госкино не утвердили. Тогда режиссёр начал формальные пробы — все актёры знали, что Юнгвальд-Хилькевич старается добиться разрешения Высоцкого, и специально играли плохо. Режиссёр принёс в Госкино пробы Юрия Каморного, Вячеслава Шалевича и Романа Громадского, которые откровенно валяли дурака перед камерой, и сказал, что лучше откажется от работы, чем утвердит кого-то из них. В Госкино пошли на попятную и разрешили взять Высоцкого. Правда за это потребовали, чтобы в фильме вместо Маргариты Тереховой роль Софи исполнила Лионелла Пырьева.
Специально для фильма Владимир Высоцкий написал «Куплеты Бенгальского» и «Романс при свечах», а также исполнил задорную «Розу-гимназистку» на стихи Александра Репникова. Звучала в фильме и популярная песня «Моя цыганская», но была вырезана по распоряжению худсовета. А вот цыгане в фильме были — супруги Рада и Николай Волшаниновы из театра «Ромэн» сыграли Раду и Николая Грановских. Все танцевальные номера исполнил Ансамбль хореографических миниатюр.
«Опасные гастроли», Одесская к/с, 1969, реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич
Секретарь Одесского обкома партии издал указ, запрещающий селить Владимира Высоцкого в гостиницы, поэтому актёр и приехавшая к нему Марина Влади жили у режиссёра. На съёмочной площадке смеялись, что Георгий Юнгвальд-Хилькевич любит Высоцкого даже больше, чем свою жену. Авторитет актёра и певца был непререкаем. Если ему что-то не нравилось, то все сразу переделывалось. Так, например, Высоцкому не понравилась съёмка сцены отдельными эпизодами: «Что мы снимаем какую-то мельтешню?», и режиссёр тут же начал снимать сцену длинным планом.
«Опасные гастроли», Одесская к/с, 1969, реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич
На съёмках фильма случайно пострадал Борислав Брондуков. Он играл сторожа Антипа, который пытался помешать подпольщикам вынести со склада листовки. «Подпольщики» Владимир Высоцкий, Николай Федорцов и Георгий Юматов должны были запихнуть сторожа в подвал. Актёры так вошли в раж, что на одном из дублей разбили Брондукову нос. Этот дубль и вошел в фильм — в кадре видно, что актёры мешкаются у входа в подвал и постоянно оглядываются на оставшегося там Брондукова.
«Опасные гастроли», Одесская к/с, 1969, реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич
«Опасные гастроли» был первым фильмом Одесской киностудии, где появилась её фирменная заставка — бригантина и звук корабельных склянок. Заставку придумали специально к полувековому юбилею киностудии, который отмечали в 1969 году. Бригантина была отчеканена из металла и снята на голубом фоне, символизирующем море.
«Опасные гастроли», Одесская к/с, 1969, реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич
В Госкино готовый материал приняли в штыки. Там ожидали увидеть легкий фильм о героических революционерах, но никак с не варьете, канканом и цыганскими романсами. Режиссёра обвиняли в попытке снять кино по лекалам Голливуда и говорили, что его картина — глумление над революцией и бросает тень на всё советское кино. В журнале «Искусство кино» вышла огромная статья, которая не оставляла от фильма камня на камне, и этот номер был мгновенно раскуплен. Дело было в том, что статья сопровождалась большим количеством фотографий Высоцкого…
«Опасные гастроли», Одесская к/с, 1969, реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич
В то время на полке уже лежал фильм «Интервенция» — на ту же тему с тем же Высоцким, и «Опасные гастроли» собирались отправить туда же, но помог случай. По легенде на одном из закрытых просмотров для высокопоставленных лиц оказался Анастас Микоян. Посмотрев кино, он сказал, что в свое время тоже ввозил оружие и всё было именно так, как в фильме! «Опасные гастроли» тут же выпустили в широкий прокат.
«Опасные гастроли», Одесская к/с, 1969, реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич