Он родился и вырос на Арбате. Его мать была женщиной с актёрским образованием, а отца он не знал — Виктор Збруев был заместителем наркома связи СССР, в 1937 году его арестовали, а через год расстреляли. Мать с грудным ребенком выслали в Рыбинск, где они прожили пять лет. К тому времени их арбатская квартира стала коммуналкой, где за Збруевыми осталась одна комната, в которой жил сводный брат Александра — Евгений Фёдоров. Его внук, актёр Пётр Фёдоров, приходится Александру Збруеву внучатым племянником.
«Кольцо из Амстердама», к/с «Мосфильм», 1981, реж. В. Чеботарёв
В школе Александр Збруев учился не очень хорошо и дважды оставался на второй год. Серьёзно занимался боксом, дошёл до первого юношеского разряда по гимнастике, и хорошая спортивная форма помогала ему выходить победителем из уличных драк. Будущий актёр был хулиганом, и вся арбатская шпана знала его под кличкой «Интеллигент».
«Марат, Лика, Леонидик», Главная редакция лит-драм. программ ЦТ, 1971, реж. А. Эфрос, Ю. Кротенко
После школы по совету вдовы Евгения Вахтангова, которая дружила с его матерью, Александр поступил в Щукинское театральное училище. Уже через четыре года он играл в «Ленкоме», на сцену которого выходит уже около 60 лет. Актёр ни разу не менял место работы!
«Два билета на дневной сеанс», к/с «Ленфильм», 1966, реж. Г. Раппапорт
Первой большой ролью в «Ленкоме» был Марат из спектакля «Мой бедный Марат» — эта работа сразу прославила фамилию Збруева среди московских театралов. Он стал одним из ведущих актёров театра — и Анатолий Эфрос, и Марк Захаров охотно давали ему главные роли. За театральные работы Александр Збруев получил Орден Почёта, орден «За заслуги перед Отечеством», звания Заслуженного и Народного артиста и Государственную премию за роль в спектакле «Шут Балакирев».
«Мой младший брат», к/с «Мосфильм», 1962, реж. А. Зархи
Первый раз в кино Александр Збруев снялся в 24 года у Александра Зархи в фильме «Мой младший брат». Вместе с ним снялись ещё один дебютант — Олег Даль и начинающий актёр Андрей Миронов. На съёмках этого фильма начинающие актёры проявили характер — объявили забастовку и отказались сниматься до тех пор, пока в гостинице каждому из них не дадут номер с горячей водой. Это была неслыханная дерзость, но требование молодых людей директор картины удовлетворил! Фильм получился очень успешным и открыл для них путь в большое кино.
«Иваново детство», к/с «Мосфильм», 1962, реж. А. Тарковский
Во время учёбы в институте Александр Збруев женился на актрисе Валентине Малявиной. Брак был коротким и несчастливым, вспоминать о нём актёр не любит. Второй раз он женился на Людмиле Савельевой — Наташе Ростовой из фильма «Война и мир». У Александра Збруева две дочери — старшая от Людмилы Савельевой и младшая от актрисы «Ленкома» Елены Шаниной.
К Александру Збруеву настороженно относились руководители творческих союзов. Он не вступал в комсомол, не был членом партии и всегда был сам по себе. После выхода фильма «Кольцо из Амстердама» вся съёмочная группа поехала представлять детектив в Голландии. Александра Збруева с собой не пригласили, хотя он играл главную роль и уже был известным актёром. Возможно дало о себе знать то, что он был сыном «врага народа», а может проблема была в непокорном характере актёра — он до сих пор не знает ответа на этот вопрос.
«Кольцо из Амстердама», к/с «Мосфильм», 1981, реж. В. Чеботарёв
Настоящая популярность к актёру пришла после роли Григория Ганжи в фильме «Большая перемена». Кроме него на эту роль пробовались Станислав Садальский, Александр Филиппенко и Юрий Векслер. Ганжа «прилепился» к актёру надолго, его стали ассоциировать только с этим задиристым героем. Александр Збруев считает, что Ганжа хороший, но лишил его многих серьёзных ролей. На съёмочной площадке актёр проявлял бунтарский характер и делал Ганжу «под себя», например, наотрез отказался сниматься в спецовке и по заводу его герой ходит в модной замшевой куртке…
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
В 80-е актёра стали приглашать в военные фильмы. Он сыграл военнопленного в фильме «У опасной черты», капитана разведгруппы в драме «Шёл четвёртый год войны», капитана артиллерии в «Батальоны просят огня». В последнем фильме актёра консультировал режиссёр этого фильма Владимир Чеботарёв — на войне он командовал артиллерийской батареей. «Батальоны просят огня» актёр называет одним из своих любимых фильмов.
«Батальоны просят огня», к/с «Мосфильм», 1985, реж. В. Чеботарев, А. Боголюбов
Второй всплеск популярности Александра Збруева пришелся на 90-е годы, когда он снялся у Дмитрия Астрахана в фильмах «Ты у меня одна» и «Всё будет хорошо!». За роль Евгения Тимошина в мелодраме «Ты у меня одна» актёр получил приз фестиваля «Кинотавр». Второй приз этого фестиваля он получил спустя много лет и после большого перерыва в съёмках — в 2014 году его наградили за главную мужскую роль в «Кино про Алексеева».
В 1995 году Александр Збруев решил попробовать себя в качестве ресторатора. Вместе с компаньоном, не имеющим отношения к миру искусства, они открыли в подвале театра «Ленком» ресторан «ТРАМ». Название расшифровывалось как «Театральный ресторан актёров Москвы» или «Театр рабочей молодежи» — именно так назывался «Ленком» в 1927 году. Ресторанным бизнесом актёр занимался десять лет.
«Кино про Алексеева», к/к «Новые люди», 2014, реж. М. Сегал
Наверное, самый популярный вопрос, который задают Александру Збруеву в интервью — о секрете его молодости. Он всегда отвечает, что секрета у него нет, жить начал рано, прошёл через многое, а несовпадение возраста и внешности ему даже мешало. Актёр по-прежнему плотно занят в театре — играет в трех спектаклях среди которых знаменитый «Вишнёвый сад», а вот в кино почти не снимается, говорит, что предлагают много, но он не хочет сняться в фильме, который будут помнить всего две недели…