Для Юрия Богатырёва роль чекиста Шилова стала первой значимой работой в кино — до этого он появлялся только в эпизоде короткометражки «Спокойный день среди войны». Это была дипломная работа выпускника ВГИКа Никиты Михалкова, и когда Михалков приступил к работе над режиссёрским дебютом — истерном «Свой среди чужих, чужой среди своих», то в главной роли видел только Богатырёва. Выбор мягкого, интеллигентного актёра на роль отчаянного чекиста многих удивил, но Михалков знал, что Богатырёв, пусть через сопротивление, но сможет сыграть кого угодно.
«Свой среди чужих, чужой среди своих», к/с «Мосфильм», 1974, реж. Н. Михалков
Перед съёмками актёр пошел в спортзал и на верховую езду, хотя был абсолютно неспортивным. Возможно это спасло жизнь на съёмках не только ему, но и Константину Райкину — актёры не послушались каскадёра, который не советовал им самим прыгать в реку с бурным течением. Актёров понесло со страшной силой, но Богатырёву удалось выгрести к берегу, буксируя на себе Райкина.
А вот драться актёр не мог органически — он и в жизни никогда не дрался, и на съёмках не мог ударить человека. По сценарию ему надо было бить по лицу Александра Кайдановского, а у Богатырёва рука не поднималась! «Я просто не могу ударить Сашу!» — говорил он Михалкову, и на очередном дубле тот взорвался: «При чем тут ты? При чем тут Саша? Встречаются чекист и белогвардеец. Это единственное, что должно тебя интересовать!»…
Фильм принес Юрию Богатырёву известность, а Никита Михалков стал считать актёра своим талисманом, и почти все свои выдающиеся роли Богатырёв сыграл именно в его фильмах.
В мини-сериале по одноимённому роману Вениамина Каверина Юрию Богатырёву досталась отрицательная роль. Хитрый, наглый подхалим Ромашка вырос в страшного человека Михаила Ромашова — шантажиста, лжеца и несостоявшегося убийцу. И даже то, что он был одержим страстью к Кате Татариновой и ненавидел своего соперника Саню, не могло служить оправданием.
«Два капитана», к/с «Мосфильм», 1976, реж. Е. Карелов
Характер Ромашки был абсолютной противоположностью характеру самого Богатырёва. Актёр был очень добрым, застенчивым, не способным на подлость человеком, но тем интереснее было ему играть негодяя. Ромашка вызывал у зрителей такие чувства, что запоминался даже сильнее, чем положительный главный герой! Его соперника играл Борис Токарев — человек решительный и прямолинейный, похожий на своего героя Саню Григорьева, и дружбы между актёрами не завязалось. Фильм «Два капитана» стал последним для режиссёра Евгения Карелова.
Никита Михалков пригласил Юрия Богатырёва в фильм по мотивам романа Ивана Гончарова «Обломов» на роль, которая опять была противоположностью его самоощущению. Актёр мечтал сыграть сибарита Обломова, и даже игравший Обломова Олег Табаков соглашался, что эта роль была больше богатырёвская. Табаков как раз был по натуре деятельным, и Штольц ему подходил гораздо больше. Уговорить Михалкова отдать ему роль у актёра не получилось, но с этой мечтой он прожил всю жизнь и даже был похоронен с халатом Обломова, сшитым в театральной мастерской…
«Несколько дней из жизни И. И. Обломова», к/с «Мосфильм», 1979, реж. Н. Михалков
Несмотря на непохожесть со своим героем, Штольц актёру нравился. Он привносил в его образ что-то от себя, добавлял немного карикатуры в образ этого активного мужчины, заботящегося о своем здоровье и внешности. И коллеги по съёмочной площадке заметили, что даже в жизни Богатырёв стал гораздо энергичнее и плюс к этому вдруг увлёкся вегетарианством, как и его герой.
В комедии «Нежданно-негаданно» Юрий Богатырёв сыграл нотариуса Илью Петровича. Решительного, но в то же время доброго и отзывчивого человека, который сначала помогал главной героине оформить наследство, потом отбивал её у желающих жениться на разбогатевшей девушке, а потом не смог с ней растаться.
«Нежданно-негаданно», к/с «Мосфильм», 1982, реж. Г. Мелконян
Юрий Богатырёв и Татьяна Догилева ещё раз встретились на съёмочной площадке через год — сыграли в комедии «Кое-что из губернской жизни» по мотивам рассказов Чехова. Они снова стали кинопарой — она сыграла Ниночку из рассказа «Ниночка», а он играл её любовника.
Никита Михалков пригласил в комедию новых для себя актёров — Нонну Мордюкову, Светлану Крючкову, Ивана Бортника, Олега Меньшикова и других. Из хорошо знакомых режиссёру по предыдущим работам были только Юрий Богатырёв и Александр Адабашьян в эпизодической роли. Юрию Богатырёву досталась небольшая, но колоритная роль возмущённого и язвительного зятя Стасика или Тасика, как называла его резкая тёща. Танец Тасика с тёщей стал изюминкой фильма.
«Родня», к/с «Мосфильм», 1981, реж. Н. Михалков
Сцена с этим танцем стоила Ноне Мордюковой нескольких дней в больнице. Незадолго до съёмок она полтора месяца лежала с сердечной недостаточностью, но признаться Михалкову, что она слаба здоровьем не позволяла гордость. Вошедшая в раж актриса отплясала сцену, а потом почувствовала себя плохо. Ей вызвали «скорую», которая отвезла её прямо в инфарктное отделение — на всякий случай. Вообще после того, как готовый материал режиссёр отнес в худсовет, зятя и тёщу хотели изрядно «порезать» — уж слишком горячие у них были отношения. Героев Михалков отстоял, а фраза: «Танцевать, тёща, танцевать!» — вместе со зверским выражением лица Юрия Богатырёва стали визитной карточкой фильма.
В мелодраме Ильи Авербаха актёр сыграл персонажа, которого понимал лучше всего. Его Филиппок был талантливым, но робким и неприспособленным к жизни писателем, который любил вдову комиссара. Зиночка заводила романы с другими мужчинами, но Филиппка от себя не отпускала и лихо распоряжалась его карьерой и судьбой. Спустя много лет писатель принёс смертельно больной Зине книгу о их совместной жизни с благодарностями за чувства, которые долгое время к ней испытывал…
«Объяснение в любви», к/с «Ленфильм», 1977, И. Авербах
Илья Авербах утвердил на роль Филиппка Юрия Богатырёва потому что увидел в нем художника — такую же творческую и ранимую натуру, как и писатель. Поначалу режиссёр видел главного героя субтильным и невзрачным персонажем, но результаты проб других актёров ему не нравились. Когда на пробы пришел фактурный Богатырёв, Авербах подумал, что Филипку не обязательно быть совсем незметным, главное — внутреннее попадание в образ.
Юрий Богатырёв и правда был художником, он рисовал прекрасные картины и портреты, которые дарил своим друзьям. Актёра не стало, когда в Москве готовилась к открытию первая персональная выставка его картин. Позже почти все картины и эскизы актёра исчезли.