Автомобиль уже давно перестал быть роскошью и прочно вошел в нашу жизнь, как необходимость. Кто-то относится к машине, как к вещи, а кто-то лелеет своего стального коня, как живое существо. А почему нет! Некоторые автомобили «не захотели» остаться просто средством передвижения, а ринулись в искусство. Надо признать, что у них это получилось: трюки, погони, любовь, смерть, олицетворение богатства и нищеты, — вот далеко не полный список ролей, блестяще «сыгранных» представителями автопрома. Представляем подборку самых ярких четырехколесных актёров отечественного кино!
СМЗ С3А из фильма «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика»
По большому счету, это даже не автомобиль, а моторизованная инвалидная коляска, которая не предназначалась для длительных поездок. После выхода фильма «инвалидка» приобрела неимоверную популярность и получила прозвище «моргуновка». Кстати, все автомобильные трюки выполнялись Никулиным, Вициным и Моргуновым без привлечения дублеров. В наши дни такое чудо техники — настоящий раритет, но у некоторых умельцев еще сохранились рабочие экземпляры.
«Семнадцать мгновений весны», к/с им. М. Горького, 1971 - 1973, реж. Т. Лиознова
Культовый «Мерседес» штандартенфюрера Штирлица снился многим советским автолюбителям: автомобиль 1938 года выпуска и правда был неимоверно красив. Вячеслав Тихонов провел в салоне машины не один съёмочный час: «Мерседес» стал безмолвным свидетелем многих ключевых сцен фильма. Стоит отметить, что у этой машины из мосфильмовского гаража неплохой послужной список: «Тегеран-43», «Щит и меч», «Освобождение», «Судьба человека».
Эта «Волга» стала символом 1960-х годов. Карьера в кино у неё началась с фильма Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Кстати, этот автомобиль из «Мосфильма» снялся еще в нескольких известных картинах — «Волга» стала легендарным «такси на Дубровку» в кинокомедии «Бриллиантовая рука» и машиной из «Трёх тополей на Плющихе». «Бежевая, цвет неброский», «Хто заказывал такси на Дубровку», песня «Опустела без тебя земля» в исполнении Татьяны Дорониной — все это связано с одной и той же машиной. В современном кинематографе легенда автопрома тоже была замечена: именно «двадцать первая» стала главной героиней фантастического фильма «Чёрная молния», где ей довелось… полетать над Москвой!
«Мимино», к/с «Мосфильм», 1977, реж. Г. Данелия
Этот грузовик стал временным домом для двух главных героев фильма: они не только катаются на нем по Москве, но и спят, и решают жизненно важные вопросы. По сюжету, этому грузовику предстоит еще долгое путешествие из Москвы в Ереван, ведь герой Фрунзика Мкртчяна отправлялся в столицу именно за новым самосвалом. Логичней было бы выдать ему стандартный ЗиЛ-130, но создатели фильма решили посадить героя на более солидный по размерам грузовик. И не прогадали! Маленький печальный армянин на огромном грузовике в центре Москвы выглядел очень комично!
«Три плюс два», к/с им. М. Горького, 1963, реж. Г. Оганесян
Эту трогательную малолитражку гордый владелец «Волги» Сундуков поначалу обзывал консервной банкой, но потом сжалился над машиной и её владелицей и перестал быть столь строгим. Это последнее дитя советского автопрома, оснащенное тумблерным переключателем поворотов и дверьми, которые открывались против движения автомобиля. В народе машина была очень популярной, несмотря на маленький объем двигателя и очень маленькую мощность — всего 23 «лошадки»! Стоимость ее в те годы была весьма невысокой — всего пятнадцать средних зарплат.
«Москвич-402» из фильма «Зелёный огонёк»
Этот трогательный на вид автомобиль завоевал сердца многих поклонников, в том числе и в кинематографе. Такси в комедии «Зелёный огонёк», автомобиль таинственного «шефа» в «Бриллиантовой руке», семейное авто из мелодрамы «Москва слезам не верит», — вот далеко не полный список: у «Москвича» лидирующее количество «ролей» в кино среди всех представителей отечественного автопрома. Более того, «Москвич» успел засветиться даже в зарубежном кино, притом не один раз. Машина стала легендой и ее образ оброс массой приятных воспоминаний для многих владельцев. Например, во время съемок фильма «Москва слезам не верит», особую любовь к четырехколесному персонажу испытывал Алексей Баталов. Когда-то у него был такой же автомобиль, который он приобрел на деньги Анны Ахматовой (друга семьи) после демобилизации. Правда, поэтесса давала молодому Алексею деньги на одежду, но тот потратил их на «Москвич».