Автор повести «Интердевочка» (первое название — «Фрекен Танька») Владимир Кунин какое-то время жил в гостинице в центре Варшавы и ежедневно наблюдал за девочками в поисках иностранных клиентов. У него возникла идея написать повесть о жизни валютных проституток и, вернувшись в Ленинград, он обратился в милицейский генералитет с просьбой включить его в состав группы, занимающейся пресечением валютных операций и защитой иностранцев. Просьбу литератора удовлетворили и четыре месяца Кунин под видом сотрудника спецслужб работал в гостинице «Прибалтийская». Немолодого уже писателя проститутки принимали за высокий чин из КГБ и даже когда он признался, что собирает материал для повести — консультировать не горели желанием. И только после того, как ему удалось пообщаться с одной из них по душам — девушки ему поверили и стали своеобразными соавторами повести.
Когда повесть увидела свет — Кунина завалили письмами, и среди авторов были те самые «интердевочки». Одно из таких посланий, заканчивающееся словами «…девочки всю ночь читали, плакали и на работу не ходили», Кунин повесил над рабочим столом.
«Интердевочка», к/с «Мосфильм», к/с «Филмсталлет АБ», 1989, реж. П. Тодоровский
На популярное произведение сразу обратили внимание режиссёры, но браться за столь скандальную тему никто не осмелился. То, что за экранизацию взялся серьезный режиссёр-фронтовик Пётр Тодоровский, было для кинокругов неожиданностью. Оказалось, что идеей снять фильм загорелась его жена Мира. Она уговорила мужа, договорилась о финансовом партнерстве со шведской компанией и стала одним из первых продюсеров, а фильм стал одним из первых, снятых не на государственные деньги. Цензура уже не была столь сурова, да и в Госкино знали, что такой уважемый режиссёр не будет снимать «клубничку». Владимир Кунин же хотел, чтобы за фильм взялся кто-то помоложе, а результат ему не очень понравился — показался слишком затянутым и мелодраматичным.
«Интердевочка», к/с «Мосфильм», к/с «Филмсталлет АБ», 1989, реж. П. Тодоровский
Главную героиню подбирали полгода. Сам Владимир Кунин видел в ее роли Татьяну Догилеву, но она не устроила режиссёра. Не подошла Тодоровскому и Наталья Андрейченко. Послали приглашение на пробы польской актрисе Катажине Фигуре, но теперь уже ей не подошли условия контракта. От Елены Яковлевой режиссёр был не в восторге — по его мнению худощавой актрисе не хватало женственности, но зато после проб он понял, что попадание в роль состоялось. «Женственность» актрисе добавили поролоном… Женский актерский состав получился очень эффектный — Ирина Розанова, Ингеборга Дапкунайте, Любовь Полищук и Анастасия Немоляева.
«Интердевочка», к/с «Мосфильм», к/с «Филмсталлет АБ», 1989, реж. П. Тодоровский
По словам писателя, Таня — собирательный образ, но была история, которая оказала большое влияние на сюжет. Одна из «девочек» познакомилась с состоятельным англичанином, вышла за него замуж и уехала в Англию. У неё была благополучная семья и двое детей, но когда она приезжала в Советский Союз, то шла в гостиницу — повидаться с подругами и поработать…
«Интердевочка», к/с «Мосфильм», к/с «Филмсталлет АБ», 1989, реж. П. Тодоровский
Шведские партнеры значительно облегчили процесс съемок — валютный бюджет, возможность приобрести заграничные наряды для героинь, хорошая кинопленка… Фильм отсняли за три месяца. Гостиницу для съемок выбрали ту же самую, где собирал материал Владимир Кунин — «Прибалтийскую». Когда снимали сцены в отделении милиции, то загримированные актрисы спросили у милиционеров кто из них больше всего похож на настоящую проститутку. И были ошарашены, когда оказалось, что это ассистентка костюмера, которая выглядела гораздо скромнее ярких актрис.
«Интердевочка», к/с «Мосфильм», к/с «Филмсталлет АБ», 1989, реж. П. Тодоровский
Роль Эдварда Ларсена сыграл 40-летний шведский актёр Томас Лаустиола, который в юности влюбился в девушку лёгкого поведения из Чехословакии и даже жил с ней. Проблем во время съёмок у него не возникло, но в советском кино актёр больше не снимался. В его биографии было множество ролей в шведском кино, свой театр в Стокгольме, развод и борьба с алкоголизмом, которую он выиграл. Сейчас Лаустиоле уже больше 70 лет, он ведет образ жизни добропорядочного пенсионера и иногда снимается в детективных сериалах. О своём герое он говорит, что Эдвард развёлся бы с Таней как только понял, что его использовали, но забыть бы не смог.
«Интердевочка», к/с «Мосфильм», к/с «Филмсталлет АБ», 1989, реж. П. Тодоровский
Для шведского проката смонтировали односерийную версию и изменили концовку. Финал советской версии Тодоровскому продиктовало кинематографическое руководство. Кстати, в Швеции «Интердевочку» тогда так и не увидели — вскоре после окончания съемок шведская кинокомпания обанкротилась.
«Интердевочка», к/с «Мосфильм», к/с «Филмсталлет АБ», 1989, реж. П. Тодоровский
Несмотря на огромный успех фильма в прокате, шумиху в прессе и множество предложений снять продолжение истории, создатели фильма сказали, что история закончена. Владимир Кунин на вопросы о сценарии «Интердевочки-2» сказал, что ста долларами теперь никого не удивишь и есть более доходные профессии, чем валютная проституция, а менять героине жизнь и устраивать ей семейное счастье было бы совсем нелепо.