«Родня», к/с «Мосфильм», 1981, реж. Н. Михалков
Сценарий Виктора Мережко назывался «Была не была», а Марию Васильевну он списал с собственной тёщи. Нонна Мордюкова долго не хотела сниматься в предложенном им образе: ходить с металлическими зубами, химзавивкой и в непонятных нарядах, но режиссёр убедил её рискнуть сменить амплуа. Вообще из всех актёров, занятых на съёмках, Никита Михалков работал только с Юрием Богатыревым, остальные снимались у него впервые. Например тогда ещё неизвестный, почти дебютант Олег Меньшиков, который с тех пор он стал одним из любимых актёров режиссёра… А бывшего мужа Марии должен был играть Олег Борисов, но режиссёру запретили снимать актёра из-за его отказа сыграть Достоевского, и тогда в фильме появился Иван Бортник.
В фильме снялся Владимир Хотиненко — будущий режиссёр фильмов «Мусульманин», «72 метра», сериалов «Гибель империи» и «По ту сторону волков» тогда работал ассистентом у Никиты Михалкова. Когда для роли Варелика — байкера со странным механическим голосом — Михалкову понадобился человек, который хорошо ездит на мотоцикле, то оказалось, что это именно Владимир. Его лица почти не видно за шлемом, но зато голос настоящий.
«Родня», к/с «Мосфильм», 1981, реж. Н. Михалков
Худсовет отнесся к фильму настороженно. От режиссёра потребовали внести почти 200 правок, часть из которых принципиально меняла сюжет. Худсовет требовал убрать сцену с ударом по лбу зятя — женщине неприлично так себя вести с мужчиной, хотел вырезать сцену с солдатами и летящим в небе самолётом — напоминание о войне в Афганистане. Возмутил их и внешний вид ребёнка главной героини и то, что он слушает западную музыку. Министр кинематографии СССР заявил режиссёру: «Таким увидеть советский народ можно было только из окна „Мерседеса“!». Спас фильм генсек СССР Юрий Андропов, которому фильм очень понравился, и он дал добро на показ с минимальными правками.
Знаменитую сцену с танцем Мордюковой и Богатырёва снимали в только что построенном ресторане, который ещё не открылся для посетителей. В эпизодах была занята вся съёмочная группа — на ресторанной кухне и в зале трудились режиссёр Никита Михалков, художник Александр Адабашьян, оператор Павел Лебешев, а ассистент режиссёра Тамара Кудрина сыграла молодого официанта с усиками, который пил кофе на кухне. Весь реквизит: напитки, закуски, огромная индейка — были настоящими, и после окончания съёмок вся группа осталась в ресторане и использовала его по назначению.
Дочь героини Светланы Крючковой сыграл мальчик Федя Стуков — будущий Том Сойер и Джим Хокинс, а ныне режиссёр и креативный продюсер одного из развлекательных каналов. Режиссёр отсмотрел многих девочек, но нужного нахального образа не находил. Тогда Никита Михалков решился на шуточный эксперимент и пригласил мальчика, год назад снявшегося у него в фильме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». Девятилетний Фёдор сходу включился в эксперимент и с удовольствием сымпровизировал половину роли. После фильма к Фёдору надолго прилипла кличка «Фёкла».
«Родня», к/с «Мосфильм», 1981, реж. Н. Михалков
На съёмках произошел глобальный конфликт режиссёра и главной актрисы, и только профессионализм обоих позволил закончить съёмки. Должны были снимать финальную сцену проводов в армию, когда Маруся ищет в толпе своего Вовчика, и Никита Михалков хотел, чтобы Нонна Мордюкова проявила в этой сцене всю драматичную мощь. Когда он перед съёмками обнаружил актрису не за подготовкой, а за весёлыми посиделками с Риммой Марковой, то возмутился и потом придирался, что народная артистка, а сцену не вытягивает… Мордюкова не выдержала и ударила Михалкова, а после общалась с ним только через оператора. Примирение состоялось при всей съёмочной группе после окончания работы.