Режиссёру Эльдару Рязанову в Госкино не разрешали начинать работу над фильмом «Берегись автомобиля» пока он не снимет сатирический кинофельетон. Рязанову с самого начала не нравился старомодный заказной сценарий, и, чтобы сделать работу интересней, он решил экспериментировать со съёмками. Комедийный фильм снимался в черно-белом цвете и в естественных декорациях. Съёмка на улицах часто велась скрытой камерой и участниками массовки становились ничего не подозревающие прохожие. Актёры играли среди толпы, кто-то обращал на них внимание, кто-то не узнавал, но в любом случае реакции были естественные.
«Дайте жалобную книгу», к/с «Мосфильм», 1965, реж. Э. Рязанов
Над сценарием и песнями к фильму в 1962 году работали бард Александр Галич и драматург Борис Ласкин. Им заказ тоже не нравился, поэтому они написали сценарий в стиле сатирических фельетонов 1950-х, использовав самые простые штампы. Несмотря на то, что материал нельзя было назвать очень острым, в Госкино его сочли грубоватым и два года он лежал на полке — ждал режиссёра, который смягчит углы.
«Дайте жалобную книгу», к/с «Мосфильм», 1965, реж. Э. Рязанов
На главную женскую роль Эльдар Рязанов снова пригласил Ларису Голубкину, которая впервые появилась на киноэкранах в его «Гусарской балладе» два года назад. Актриса сниматься не очень хотела — после корнета Шурочки Азаровой роль Татьяны казалась ей скучной, но из уважения к Рязанову отказываться не стала. Она только попросила разрешения спеть песню «Добрый вечер» — актриса окончила отделение музыкальной комедии, да и в «Гусарской балладе» режиссёр давал ей музыкальные партии. Но тут Рязанов был непреклонен, мол, где это видано, чтобы директор ресторана распевал весёлые песенки! «Добрый вечер» исполнила певица Лариса Мондрус.
В эпизоде фильма снялась троица Георий Вицин — Евгений Моргунов — Юрий Никулин. Они играют расслабляющихся в кафе дебоширов из магазина одежды, но зрители, конечно, поняли, что к Рязанову на съёмочную площадку заглянули Трус, Балбес и Бывалый из фильмов Леонида Гайдая.
«Дайте жалобную книгу», к/с «Мосфильм», 1965, реж. Э. Рязанов
Перед съёмками режиссёр, оператор и художник по костюмам ходили по небольшим ресторанам и кафе и заказывали чай с лимоном. Официанты такой скромный заказ игнорировали, а то и не скупились в выжениях эмоций, самым мягким было: «Чай надо дома пить!» Все эти реакции были записаны и использованы при съёмках фильма.
Ресторан «Одуванчик» снимали в московском кафе «Хрустальное» на Кутузовском проспекте. Оно тогда только готовилось к открытию, поэтому интерьеры «старого» ресторана были созданы декораторами, а «новый» ресторан сняли уже после ремонта. Популярное кафе просуществовало до 1990 года. Потом его помещение было отдано под большую пиццерию, а сейчас там работает ресторан восточной кухни.
«Дайте жалобную книгу», к/с «Мосфильм», 1965, реж. Э. Рязанов
В одной из сцен официантка хамит пришедшей в ресторан парочке, и девушка предлагает молодому человеку пойти в кафе «Молодёжное» или «Аэлиту»… Оба кафе существовали на самом деле и были известны продвинутым московским модникам и неформалам 60-х. Это были первые джаз-кафе, открывшиеся в 1961 году. Там можно было играть ту музыку и читать те стихи, которые не поощрялись на официальных площадках. Одним из выступавших в «Аэлите» был Владимир Высоцкий. О популярности джаз-кафе можно судить по фразе из фильма: «…в „Аэлиту“ нужно занимать очередь с утра».
«Дайте жалобную книгу», к/с «Мосфильм», 1965, реж. Э. Рязанов
После премьеры на режиссёра обрушилась критика от представителей торговли — его считали порочащим честь работников общепита и требовали запретить. Тогда к ним не прислушались, но через 10 лет фильм всё-таки запретили, так как сценарист Галич и певица Мондрус уехали из СССР. «Дайте жалобную книгу» был запрещён к показу на протяжении 15-ти лет, а когда снова появился в телеэфире, то первое время их фамилии были вырезаны из титров.