К 110-летию со дня рождения актёра!
Он был младшим ребёнком музыканта, дирижёра и руководителя симфонического оркестра Михаила Зельдина. В семье было пятеро детей — дочь отца от первого брака Елена, сёстры Нина и Ирина и брат Юрий — и все были музыкально одарёнными. Мать будущего актёра была учительницей, но посвятила себя семье и воспитывала детей на русской классической литературе и хороших пьесах.
«Учитель танцев», к/с «Мосфильм», 1952, реж. Т. Лукашевич
В детстве Владимир Зельдин играл на трубе, рояле и скрипке, занимался в танцевальном кружке и 12 лет собирался поступить в хореографическое училище Большого театра, но отец видел его музыкантом и отговорил от танцевальной карьеры. Он ушёл из жизни, когда Зельдин готовился к экзаменам в консерваторию. Про учёбу пришлось на время забыть — нужно было помогать семье. Будущий актёр работал в военном оркестре трубачом и начал мечтать о профессии военного моряка — она казалась ему очень мужественной и романтичной. В «мореходку» его не приняли из-за плохого зрения, и тогда Зельдин махнул рукой на мечты и пошел работать слесарем на завод.
«Иван Грозный», к/ст. «Мосфильм», 1944, реж. С. Эйзенштейн
Работа слесаря ему не нравилась, но зато не было ни одного концерта заводской самодеятельности, где не выступал бы Владимир Зельдин! Его манила сцена, и как только он узнал, что театр им. Моссовета набирает актёрский курс — сразу пошёл поступать. Он был принят с первой попытки, его амплуа сразу определили как «лирический любовник», а после выпускного Зельдина готовы были взять несколько театров. Он был очень одарённым, пластичным, музыкальным, а ещё занимался верховой ездой, и джигитовка придавала ему залихватский вид. С его институтского курса только двое стали знаменитыми актёрами — он и Николай Парфёнов.
«Семья Оппенгейм», к/с «Мосфильм», 1983, реж. Г. Рошаль
Несколько лет он прослужил в театре им. Моссовета, а потом перешел в театр им. Гоголя, на сцене которого его заметила ассистентка режиссёра Ивана Пырьева и порекомендовала попробовать молодого актёра на роль дагестанского пастуха Мусаиба в комедию «Свинарка и пастух». В том же театре Зельдин познакомился с актрисой Людмилой Мартыновой. Их отношения были стремительными — они быстро начали жить вместе, у них родился ребёнок, а через год с небольшим девушка встретила другого человека и уехала. Единственный сын Владимира Зельдина умер в двухлетнем возрасте от инфекционного заболевания.
«Свинарка и пастух», к/с «Мосфильм», 1941, реж. И. Пырьев
В «Свинарке и пастухе» режиссёр собирался снимать кого-нибудь из грузинских актёров, но когда он собрал всех женщин съёмочной группы и показал пробы — они почти единогласно выбрали Зельдина… Он успел отсняться в нескольких сценах, когда началась война. Зельдина мобилизовали и готовили к отправке в танковую школу, как и других занятых на съёмках мужчин, но спустя некоторое время по приказу Сталина им дали бронь и велели закончить работу над комедией — в годы войны было очень важно не давать людям упасть духом. Днём актёры снимались, вечером дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы, а потом киностудию отправили в эвакуацию и доснимали фильм уже в Алма-Ате.
Комедия «Свинарка и пастух» вышла в ноябре 1941 года, стала одним из самых знаменитых и любимых фильмов военных лет и прославила имя Владимира Зельдина. Правда он говорил, что без грима и папахи Мусаиба его никто не узнавал, поэтому актёр Зельдин существовал отдельно, а любимый зрителями Мусаиб — отдельно.
«Учитель танцев», к/с «Мосфильм», 1952, реж. Т. Лукашевич
Ещё до начала съёмок Зельдин устроился работать в Театр Красной Армии, но через полгода его уволили без объяснения причин. Во время войны актёр работал в Алма-Атинском драматическом театре, а потом его неожиданно снова пригласили в Театр Красной Армии, который тогда находился в эвакуации в Свердловске. Возвращаться туда, откуда его фактически выгнали, да ещё и переезжать Зельдин не очень хотел, но предложение было заманчивым — ему давали сразу три главные роли, но сильнее всего его интересовал Альдемаро из пьесы «Учитель танцев», и актёр согласился. Изначально в спектакле не планировались большие хореографические номера, но режиссёр увидел, как танцует Зельдин, и в постановку вписали сразу несколько испанских танцев — тарантеллу, болеро, фанданго и ещё несколько.
Весёлый и страстный танцор стал визитной карточкой Зельдина на много лет — премьера состоялась в 1946 году, когда актёру был 31 год, а последний раз он сыграл Альдемаро в 60 лет… Хотя и это был не последний — в честь 75-летия Зельдин сыграл в «Учителе танцев» уже в качестве приглашённой звезды, и спектакль прошёл с аншлагом.
«Учитель танцев», к/с «Мосфильм», 1952, реж. Т. Лукашевич
В 1952 году вышла экранизация пьесы с теми же актёрами, и комедия и произвела фурор! Зельдин стал кумиром зрительниц разных возрастов, но его сердце было снова занято… «Учитель танцев» стал для него судьбоносным спектаклем — он подарил ему не только актёрскую и танцевальную славу и театр, в котором он остался на всю жизнь, но и актрису Генриетту Островскую. Они познакомились на репетиции спектакля, вместе снялись в экранизации, работали на одной сцене и прожили 15 лет. Их отношения не были оформлены, но они расстались друзьями, и Зельдин оставил Генриетте всё, что они успели нажить… В официальный брак он впервые вступил, когда ему было уже 50 лет — актёр Владимир Сошальский познакомил Зельдина с молодой журналисткой Иветтой Капраловой, которая помогала организовывать творческие вечера и концерты. Через два года они поженились, не расставались более 50-ти лет и ушли из жизни с разницей в три месяца.
«Сказание о земле Сибирской», к/с «Мосфильм», 1947, реж. И. Пырьев
Несмотря на популярность, до 70-х годов Владимир Зельдин в кино снимался редко — сначала был период малокартинья, потом «оттепельные» режиссёры были увлечены молодёжными темами, но к каждой небольшой роли он подходил очень ответственно. Для своего пианиста Оленина из «Сказания о земле Сибирской» он разучил концерт Листа — правда играл на беззвучном пианино под фонограмму, но руки ставил почти безупречно, а для роли диверсанта из шпионского фильма «В квадрате 45» освоил прыжки с парашютом.
«Дядя Ваня», к/с «Мосфильм», ТО «Товарищ», 1970, реж. А. Кончаловский
В 1970-м году, как говорил сам актёр, у него началась вторая молодость — Андрей Кончаловский пригласил его на роль профессора Серебрякова в «Дяде Ване», которую потом Зельдин называл своей лучшей киноролью. После премьеры предложений сняться в кино стало даже больше, чем вводов в новые спектакли.
«Десять негритят», Одесская к/с, 1987, реж. С. Говорухин
Он был больше человеком театра, но с удовольствием соглашался на небольшие роли в кино, если они были ему интересны — как он сам говорил «если есть, что поиграть». Благородная внешность, танцевальная осанка и интеллигентные манеры обеспечивали Зельдину роли военных, дворян, профессоров и иностранцев — он снялся в фильмах «Миссия в Кабуле», «Принцесса на горошине», «Дуэнья», «31 июня», «Инспектор Гулл», «Женщина в белом», «Тайна „Чёрных дроздов“» и в знаменитом детективе «Десять негритят» — для нового поколения зрителей судья Лоуренс Уоргрейв стал такой же актёрской «визиткой» Зельдина, как когда-то были Мусаиб и Альдемаро.
«Классик», к/с «КиноМост», 1998, реж. Г. Шенгелия
У Владимира Зельдина была любимая поговорка: «Не желайте мне здоровья, пожелайте долголетия — на „Титанике“ все были здоровы». В 90 лет он играл Дон Кихота в музыкальном спектакле «Человек из Ламанчи», принимал участие в эстафете Олимпийского огня и снимался в сериале «Сваты», в 99 лет — сыграл последнюю роль в кино в фильме «Убежать, догнать, влюбиться», столетие отметил на сцене театра, в 101 год — принимал участие в концерте на Красной площади, посвящённом дню города, и играл в бенефисе «Танцы с учителем».
«Сваты», студия «Квартал-95», 2008, реж. Ю. Морозов
Владимир Зельдин был одним из старейших действующих актёров в мире, и редко какое интервью обходилось без вопросов о секрете бодрости и долголетия. Он отвечал, что секрета не знает, но всегда хотел работать как можно дольше, никогда не имел вредных привычек, не конфликтовал и не скандалил, часто влюблялся, занимался спортом, находил время на отдых и в глубине души никогда не считал себя взрослым…