Судьба актрисы: Валентина Талызина

Сегодня

К 90-летию актрисы!

Валентина Талызина родилась 22 января 1935 в Омске. Её родители, Илларион Григорьевич и Анастасия Трифоновна, работали в торговле. Когда Валентине было пять лет, семья переехала в Белорусскую ССР, в город Барановичи — там отец девочки служил начальником отдела рабочего снабжения, а мать — кассиршей. Перед началом Великой Отечественной войны родители развелись, и вместе с матерью будущую артистку эвакуировали в Сибирь — им удалось уехать за день до того, как фашистские войска вошли в Барановичи и расстреляли всех членов семей коммунистов и комсомольцев.

Валентина с мамой снова оказались близ Омска, в маленьком сибирском совхозе. Анастасия Трифоновна работала счетоводом и получала очень скромную зарплату, отец не платил алименты, и девочке приходилось заниматься домашним хозяйством: уже в детстве она научилась колоть дрова, сажать картошку и полоть огород, доить корову. В те страшные, голодные годы будущая актриса много читала: главным её развлечением были книги из небольшой совхозной библиотеки. Талызина перечитала всё, что было на полках — в том числе все произведения Чехова и Пушкина, которые, как подчёркивала сама артистка, во многом сформировали её как личность.

Фото: из книги Валентины Талызиной «Мои пригорки, ручейки: воспоминания актрисы»

Благодаря книгам Валентина полюбила и историю — так, что после школы собиралась поступать на исторический факультет. Но, получив аттестат, поняла, что со своими оценками на истфак не поступит — и сдала вступительные на экономический факультет в Омский сельскохозяйственный институт. Талызина заставляла себя заниматься экономикой, но на деле её страстью была сцена: всё свободное время она посвящала занятиям в студенческой театральной студии.

На третьем курсе Валентина Талызина честно призналась себе, что хорошего экономиста из неё не выйдет — ей это просто неинтересно. Решив посвятить себя любимому делу, в 1954 году она бросила сельскохозяйственный институт. И отправилась в Москву поступать в театральный, несмотря на увещевания родственников — те убеждали её, что простую провинциальную девушку в столичный театральный вуз никто не возьмёт.

Фото: из книги Валентины Талызиной «Мои пригорки, ручейки: воспоминания актрисы»

Родственники ошиблись: Валентина подала документы в ГИТИС и с первого же раза успешно прошла все вступительные испытания. Её взяли учиться на курс Николая Петрова. На первом же курсе Талызина стала получать сталинскую стипендию за успехи в учёбе — 780 рублей, по тем временам — очень серьёзную сумму. Чтобы заслужить её, девушка старалась изо всех сил — зубрила учебный материал… И училась мастерски пользоваться шпаргалками.

«Шпаргалила я в институте просто неприлично. Вела себя беззастенчиво. Шпаргалки были на верёвочках, на чулках… Часто сидела на экзамене до последнего, чтобы успеть переписать домашние заготовки. Однажды мне преподаватель сказал: „Шуршите?..“ — „Да“. — „Сделайте так, чтобы не шуршало“. Это было потому, что мне требовалась эта пятёрка», — вспоминала актриса.

Фото: из книги Валентины Талызиной «Мои пригорки, ручейки: воспоминания актрисы»

В 1958 году Валентина Талызина окончила ГИТИС. В Театр имени Моссовета с выпускного курса распределили двух молодых артистов — её и Вадима Бероева. Благодаря эффектной внешности Вадиму сразу достались главные роли. Чуть сложнее пришлось Валентине. Одна из новых коллег высказалась о ней нелестно: «Пришла девочка непородистая, некрасивая, обыкновенная социальная героиня. Правда, с очень красивым голосом и очень профессиональная». Свою первую главную роль — в спектакле «Первое свидание» — Талызина получила через год. До этого ей в основном приходилось играть второстепенные роли «типичных комсомолок».

Художественный руководитель Театра имени Моссовета, Юрий Завадский, однажды объявил, что молодых артистов, принятых в труппу, должны «взять под крыло» корифеи сцены. Наставницей Валентины Талызиной вызвалась быть Вера Марецкая. В воспоминаниях Талызина называла её «хозяйкой театра» — бывшей супругой, но при этом надёжной помощницей Завадского. Валентина работала и с многими другими легендами театральной сцены: например, в спектакле «Дядюшкин сон» она играла вместе с Фаиной Раневской. Та, по словам Талызиной, отличалась крайне сложным характером и на репетициях могла довести до белого каления кого угодно; Талызину знаменитая артистка поначалу открыто невзлюбила, но затем переменила гнев на милость.

«Афоня», к/с «Мосфильм», 1975, реж. Г. Данелия

Пробиться в кино Валентине Талызиной удалось не сразу: она часто ходила на кинопробы и почти на всех получала отказы. Так продолжалось шесть лет. Когда актриса уже готова была сдаться и решить для себя, что кроме театральной сцены ей ничего не нужно, её утвердили на первую роль в кино. Она сыграла следовательницу-практикантку в детективе «Человек, который сомневается» Леонида Аграновича и Владимира Семакова. Он вышел в 1963 году.

А первую по-настоящему яркую роль в кино Валентина Талызина получила ещё через два года. В 1965-м её утвердили на роль Алевтины Васильевны в комедии Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи». Изначально председательницу месткома фотоателье должна была играть Алиса Фрейндлих, но в тот момент она ждала ребёнка, и для Талызиной это стало шансом. Актриса не упустила его — и оказалась на одной съёмочной площадке со знаменитыми Евгением Евстигнеевым и Евгением Леоновым.

«Зигзаг удачи», к/с «Мосфильм», 1968, реж. Э. Рязанов

Работа в «Зигзаге удачи» во многом давалась Талызиной сложно: Рязанов повышал на неё голос, диктуя собственное видение роли. «Если на неё не кричать, она ничего не сделает», — говорил режиссёр. В ответ Валентина Талызина молчала — и продолжала играть так, как считала нужным, поскольку считала, что очень тонко чувствует доставшуюся ей роль.

Нагоняй от Рязанова актриса однажды получила и за легкомысленное поведение в перерывах между съёмками: чтобы влиться в компанию, Талызина выпивала вместе с Евгением Евстигнеевым и Георгием Бурковым. Заметив это, Эльдар Рязанов сделал «троице» серьёзное внушение: «Не понимаю, как вы можете себя так вести! Я вас ненавижу и даже презираю. Каждому отправлю в театр „телегу“», — пригрозил режиссёр. Однако обещанного, к счастью, не выполнил.

«Ирония судьбы, или С лёгким паром!», к/с «Мосфильм», 1975, реж. Э. Рязанов

Спустя десять лет Валетина Талызина подарила голос главной героине самого знаменитого фильма Эльдара Рязанова — «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Режиссёр обратил внимание на голос Валентины благодаря настойчивости актрисы Ирины Скобцевой. Та убеждала взять на озвучание Талызину, но поначалу Рязанов отказывался — прослушивал только артисток, которые профессионально дублировали иностранные фильмы. Но они озвучивали героиню Барбары Брыльски слишком «автоматически». Когда Скобцева в очередной раз предложила прослушать Валентину, Рязанов ответил: «Что ты говоришь? Талызина играет эпизод, что, она будет сама с собою, что ли, разговаривать?».

Однако всё-таки согласился, и Надя заговорила голосом Валентины Талызиной. «С точки зрения режиссёра и зрителя, это действительно половина роли, голос за кадром. А для меня это целая роль», — признавалась актриса. И вспоминала, что самый любимый её отрывок из этой работы — стихотворение Александра Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне», которую они читали вместе с Андреем Мягковым.

«Сцены из семейной жизни», к/с «Мосфильм», 1979, реж. А. Гордон

Замужем Валентина Талызина была один раз: в 1963 году она расписалась с художником Леонидом Непомнящим. Брак нельзя было назвать счастливым — как вспоминала Талызина, Леонид страдал от пристрастия к спиртному. В 1969 году у них родилась дочь Ксения. Союз с Непомнящим продержался 12 лет — в 1975-м он ушёл к другой женщине и эмигрировал в Мексику.

Несмотря на то, что главным для Валентины Талызиной всегда был театр, в кино она работала с выдающимися режиссёрами: Георгием Данелия, Элемом Климовым, Владимиром Хотиненко и многими другими. Всего в фильмографии актрисы — более 130 ролей. Прежде всего — эпизодических; в том числе — в таких картинах, как «Большая перемена», «Афоня», «Гостья из будущего», «О бедном гусаре замолвите слово».

Театр имени Моссовета // mossoveta.ru

Сегодня актриса продолжает сниматься в кино, сериалах, а также играть на сцене Театра имени Моссовета, с которой она не расстаётся уже 67 лет. Среди её недавних театральных ролей — графиня Анна Федотовна в новой постановке «Пиковой дамы» Пушкина. А среди фильмов — сериалы «Лето в городе», «Кухня» и «Екатерина».

По стопам Валентины Талызиной пошли её дочь, Ксения Хаирова, и внучка Анастасия, взявшая фамилию бабушки. Ксения окончила ГИТИС и ныне служит в Театре Российской Армии. Её дочь Анастасия Талызина окончила Щепкинское училище и много снимается в кино: не так давно она сыграла в фильмах «Императрицы», «Воздух», «Кентавр», «Год рождения» и сериалах «Патриот» и «Тонкие материи», а сейчас у неё в работе семь новых проектов.

Фото: из книги Валентины Талызиной «Мои пригорки, ручейки: воспоминания актрисы»

Валентина Талызина

Валентина Талызина