7 фильмов с Александром Михайловым, которые точно стоит посмотреть

Сегодня

5 октября исполняется 80 лет Александру Михайлову, выдающемуся советскому и российскому актёру. В его фильмографии — более 75 работ. И прежде всего это роли благородных, честных, мужественных героев, умеющих при этом чувствовать и меняться в лучшую сторону. В честь юбилея артиста вспоминаем его яркие главные роли.

Приезжая (1977)

Мелодрама Валерия Лонского рассказывает о жизни молодой учительницы, переехавшей в село со своей маленькой дочерью. В неё влюбляется местный шофёр, и его намерения серьёзны, однако всё усложняется, когда в село приезжает бывший муж героини, узнавший, что у него есть дочь. Главную героиню, учительницу Марию Владимировну, сыграла красавица Жанна Прохоренко, а шофёра Фёдора Баринева — Александр Михайлов.

«Приезжая», к/с «Мосфильм», 1977, реж. В. Лонской

«Приезжая» стала фильмом, открывшим талант Михайлова для зрителей — в нём он сыграл одну из своих первых главных ролей. Сам артист признавался, что именно эта картина многое «перевернула» в нём и очень многому научила. «Встреча с Лонским оказалась судьбоносной — он нашёл во мне что-то, о чем я и не подозревал в себе. Благодаря ему произошла серьезная переоценка того, что мною было наработано», — вспоминал Михайлов.

Образ сельского шофёра Баринева режиссёр и актёр видели совсем по-разному, однако вскоре Лонской и Михайлов нашли «точку соприкосновения» в восприятии роли: главным в ней оказалась способность преображаться, учиться доброте и мужской ответственности за ближнего благодаря силе любви. В изображении этого характера Лонской требовал от Михайлова такого тонкого и сложного психологического рисунка, что спустя годы артист с благодарностью вспоминал работу над этим фильмом как бесценный опыт.

Белый снег России (1980)

Не самая известная, но довольно нестандартная роль Михайлова: в байопике «Белый снег России» он сыграл знаменитого шахматиста, чемпиона мира Александра Алехина. В основу фильма лёг роман «Белые и чёрные» Александра Котова — гроссмейстера, посвятившего любимому шахматисту целую книгу. Практически весь сюжет основан на реальных событиях. Среди персонажей романа и экранизации фигурируют легенды шахматного мира: Хосе Капабланка, Эмануил Ласкер, Михаил Ботвинник и другие.

«Белый снег России», к/с «Мосфильм», 1980, Ю. Вышинский

Получив роль Алехина в фильме Юрия Вышинского, Александр Михайлов очень обрадовался. Артиста всегда привлекали роли, в которых можно было подчеркнуть связь героя с родиной — и, конечно, хотелось создать противоречивый, трагический образ русского шахматиста. Образ этот создавался на жесточайших противоречиях в характере, свойственных гениальным людям: от робости — к решительности, от приступов тоски — к припадкам гордости.

Александру Михайлову очень нравился сценарий этой картины — в том числе благодаря возможностям, которые материал открывал для исполнителя главной роли. Особенно артисту полюбился единственный эпизод, придуманный автором: сцена сеанса игры вслепую на тридцати двух шахматных досках против тридцати двух фашистских офицеров. В ней заметно, как Алехин презирает своих соперников, не имея при этом возможности высказать свою ненависть им в лицо. Однако, совладав с чувствами, гроссмейстер одерживает тридцать две победы.

Мужики!.. (1981)

Этот трогательный фильм Искры Бабич не только стал лучшей картиной года по версии журнала «Советский экран», но и завоевал международное признание — был отмечен призами на Берлинском международном кинофестивале и Международном фестивале детских и юношеских фильмов в Ванкувере. По сюжету главный герой, шахтёр Павел Зубов, узнаёт, что его бывшая невеста Настя умерла, оставив сиротами троих детей; кроме того, выясняется, что её старшая дочь — от него. Судьба детей — в руках Павла.

«Мужики!..», к/с «Мосфильм», 1981, реж. И. Бабич

Александр Михайлов, сыгравший главную роль, сначала не нашёл в сценарии ничего особенного — история показалась ему обычной мелодрамой. Он трижды оказывался от участия в съёмках. Однако Искре Бабич удалось его уговорить: она познакомила его с человеком, чья история легла в основу картины — сценаристом Валентином Дьяченко (Михайловым). Тот пребывал в заключении на шахте в Коми по подозрению в шпионаже во время Великой Отечественной войны, и познакомился с девочкой Олей. Та была осуждена на пять лет за то, что внеурочно ушла домой с торфяных разработок. Она и стала прототипом Полины. Валентин опекал девочку весь срок и, выйдя на свободу, усыновил и вырастил двух детей. Узнав обо всём этом, Михайлов согласился сниматься.

Актёр вспоминал, что после премьеры «Мужиков» ему приходило множество писем со всего Советского Союза — главным образом, от детей, которых бросили родители, и от ребят из неполных семей. Они отождествляли артиста с персонажем, добрым и надёжным Павлом Зубовым, и просили стать их отцом. Писали и взрослые, которым нужен был совет, и те, кто благодарил Михайлова — благодаря созданному им образу люди возвращались в покинутые семьи.

Одиноким предоставляется общежитие (1983)

Идея этой лирической комедии возникла у сценариста Аркадия Инина практически случайно: он обратил внимание на объявления о поисках спутников жизни, которые тогда публиковали в советских газетах: «Одинокий холостяк хочет познакомиться с женщиной…». Из них же он взял название для будущего фильма: словами «…одиноким предоставляется общежитие» заканчивались объявления работодателей о поиске сотрудников. Инин решил объединить эти животрепещущие темы, и создал историю о поиске «вторых половинок» в условиях общежития ткацкого комбината.

«Одиноким предоставляется общежитие», к/с «Мосфильм», 1983, реж. С. Самсонов

Чтобы героиням было чуть легче искать женихов, сценарист «поселил» в общежитие сваху Веру, которую сыграла Наталья Гундарева. А чтобы и сама Вера не осталась без любовного интереса и классического сюжетного пути «от ненависти до любви», в сценарии появился колоритный комендант общежития Виктор Петрович, бывший моряк. Эту роль и получил Александр Михайлов — причём без проб.

Режиссёру Самсону Самсонову достаточно было просто поговорить с артистом и узнать кое-что о его юности: дело в том, что по первому образованию Александр Михайлов — моторист морских судов. Окончив мореходное училище, он служил матросом на судах в Охотском, Японском морях и Тихом океане. Поэтому в образ он вошёл моментально, а для пущей убедительности предложил режиссёру «украсить» лицо Виктора Петровича шрамом — напоминанием о моряцком прошлом.

Любовь и голуби (1984)

Пожалуй, самая известная и любимая зрителями многих поколений роль Александра Михайлова — Василий Кузякин, многодетный отец, голубевод и «жертва» курортного романа. Владимир Меньшов точно знал, что в роли Надежды будет снимать Нину Дорошину, а вот с кандидатами на роль Васи пришлось повозиться. Но как только в его кабинет зашёл Михайлов, режиссёр воскликнул: «Так вот он какой — Вася!».

«Любовь и голуби», к/с «Мосфильм», 1984, реж. В. Меньшов

На съёмках культовой комедии с Михайловым чуть не случилось несчастье. В знаменитом «монтажном» кадре, где Василий падает в море прямо из дверей собственного дома, костюм с артиста под водой снимали водолазы — получалось, что без всяких «склеек» герой выныривал из моря уже в плавках. В одном из дублей галстук затянулся на шее Михайлова до того туго, что тот чуть не захлебнулся. К счастью, водолазы успели разрезать галстук и откачать артиста. А в следующих дублях, чтобы не рисковать, галстук сшили парой стежков, чтобы его было можно разорвать и быстро снять.

Несмотря на этот случай, о съёмках фильма «Любовь и голуби» у Михайлова остались самые светлые впечатления. «С Владимиром Меньшовым работалось замечательно, что называется — душа в душу. Первым, кто покатывался со смеху в ответ на наши импровизации на съёмочной площадке, был Меньшов. А ведь актёры — народ очень эмоциональный, чувствительный, и когда режиссёр так реагирует на их работу, то появляется особое вдохновение! Словно крылья вырастают», — вспоминал Александр Яковлевич.

Змеелов (1985)

За роль в этом фильме Александр Михайлов получил признание как лучший актёр 1985 года по результатам опросов журнала «Советский экран». В криминальной драме Вадима Дербенёва он сыграл Павла Шорохова — бывшего директора крупного гастронома. По сюжету герой, освободившись из колонии строгого режима, решает искупить былые грехи и посвятить жизнь борьбе с преступностью.

«Змеелов», к/с «Мосфильм», 1985, реж. В. Дербенёв

Как и у Виктора Петровича из «Одиноким предоставляется общежитие», у Шорохова практически романтическое прошлое: перед тем, как вернуться в Москву, ему приходится год отработать змееловом в Туркмении. Рептилии пустынь опасны, но куда опаснее другие гады — представители торговой мафии, с которыми придётся разобраться герою.

Змеи на съёмках были настоящими, к тому же ядовитыми. Сцены в пустыне снимали под Ашхабадом, на площадке дежурила бригада «скорой помощи» и у врачей наготове были все необходимые медикаменты на случай укуса кобры. Дублёра у Александра Михайлова при этом не было. Однако всё обошлось — кобра ни разу не напала на него. Впоследствии Михайлов вспоминал, что змея, с которой пришлось сниматься, вообще показалась ему довольно разумным существом. «Моя кобра привыкла ко мне довольно быстро. Даже, кажется, прониклась симпатией. Во всяком случае, после съемок, когда я шёл разгримировываться, товарищи кричали: „Саша! Осторожно! Твоя подруга ползёт за тобой!“. По-видимому, не хотела расставаться», — шутил артист.

Очарованный странник (1990)

Эту картину Александр Михайлов называет любимым в собственной фильмографии. В экранизации классической повести Николая Семёновича Лескова он сыграл Ивана Флягина — крепостного крестьянина и путешественника, прошедшего через множество невероятных приключений и тяжких испытаний на пути к вере. Для режиссёра Ирины Поплавской эта работа стала последней.

«Очарованный странник», ТПО «Союзтелефильм», к/с «Мосфильм», 1990, реж. И. Поплавская

Фильм снимали в Хвалынске и Саратовской области. Съёмки проходили тяжело: серьёзную травму получил директор фильма; сгорела гостиница, в которой жила съёмочная группа; и уже на третий день Александр Михайлов упал с лестницы и сломал два ребра. Позже — ещё и отморозил ноги на натурных съёмках в степи. Артисты и сами не искали лёгких путей: например, в сцене порки, добиваясь «правдивости ощущений», они по-настоящему били друг друга плетьми.

Несмотря на сложности, Михайлов гордился этим проектом и вспоминал, что всю жизнь шёл к Лескову от ролей «советских мужиков». «Святая Русь у Лескова дышит, живет, говорит, бросает вызов тьме. Гениально!» — делился Александр Яковлевич в интервью.

Александр Михайлов

Александр Михайлов