К 91-летию Станислава Любшина!
Он вырос в подмосковной деревне Владыкино — мать работала дояркой, отец был агрономом, а сам он в 8 лет сторожил совхозные сады. Мама будущего актёра играла все ведущие роли в местном самодеятельном театре, а потом стала привлекать к постановкам сына, и он «заболел» сценой… Станислав Любшин окончил Кислородно-сварочный техникум, отслужил в армии, а потом с первой попытки поступил в Щепкинское училище и быстро стал одним из самых перспективных студентов. Ещё до диплома Олег Табаков позвал его в «Современник», а на последних курсах актёр начал сниматься в кино. В начале карьеры Любшин слышал, что с таким скучным лицом ему нечего делать на экране и у него будут проблемы с подбором ролей, но он стал нарасхват и у театральных, и у кинорежиссёров. В институте его причислили к характерным актёрам, а среди ролей у него больше всего социально-драматических героев.
«Застава Ильича», к/с им. М. Горького, 1964, реж. М. Хуциев
Романтическая киноповесть о жизни трёх друзей называли летописью поколения — фильм стал одним из символов «оттепели», но и самой скандальной премьерой середины 60-х. Режиссёра Марлена Хуциева и сценариста Геннадия Шпаликова обвиняли в бездуховности, разжигании конфликта между поколениями и отсутствии сюжета — герои были из рабочей молодёжи, но не мечтали о подвигах, трудовых рекордах и строительстве коммунизма, а искали себя и свой путь.
Фильм три года не мог выйти на экраны — после просмотра Хрущев выступил с разгромной речью перед деятелями литературы и искусства, коллектив киностудии им. Горького был вызван на «проработку», а авторов фильма отправили переделывать фильм «в соответствии с партийной критикой». Киноповесть вышла в 1965-м году под названием «Мне двадцать лет», а первоначальную версию с оригинальным названием показали только в 1988 году.
Режиссёр искал на главные роли малоизвестных молодых актёров. Николая Губенко он запомнил ещё на экзамене во ВГИКе, Валентина Попова нашёл в народном театре ЗИЛ, а Станислава Любшина увидел на сцене «Современника». К тому моменту актёр уже сыграл две главные роли в кино, но они прошли незаметно, а вскоре после премьеры Любшин получил приглашение на пробы в драму «Щит и меч».
«Щит и меч», к/с «Мосфильм», 1968, реж. В. Басов
Эта роль стала для актёра и осуществлением детской мечты стать разведчиком, и ответом всем, кто говорил, что у него «скучная внешность», и началом популярности в кино.
У режиссёра Владимира Басова было три кандидата — Юрий Соломин, Александр Белявский и Станислав Любшин. Первый был уже занят, против второго выступило Госкино — худсовет попросил найти кого-то менее красивого и яркого, но когда режиссёр показал пробы Станислава Любшина, то тоже остался недоволен — им хотелось видеть кого-то помужественней, вроде Павла Кадочникова в «Подвиге разведчика». Басов же считал, что у Любшина идеальный типаж не привлекающего внимания интеллектуала, который мог легко перевоплощаться и везде быть за своего, и обратился за советом к ветеранам-консультантам. Они подтвердили, что именно так неброско и должен выглядеть шпион, но решающим стало слово прототипа Белова-Вайса — разведчика-диверсанта Александра «Зорича» Святогорова. Он очень хотел, чтобы его сыграл именно Любшин.
«Щит и меч», к/с «Мосфильм», 1968, реж. В. Басов
Успех фильма был грандиозным! В списке лидеров за всю историю советского кинопроката «Щит и меч» занял восьмое место, а Станислав Любшин стал не просто лучшим актёром года по результатам опроса зрителей, а знаменитым актёром всесоюзного масштаба и кумиром женщин, которого буквально преследовали поклонницы. Ему стали предлагать сплошь героические роли, но Любшин отказывался — он понял, что рискует застрять в этом амплуа и ждал острохарактерного или комедийного героя…
«Пять вечеров», к/с «Мосфильм», 1978, реж. Н. Михалков
Фильм был снят по одноименной пьесе Александра Володина, которая почти двадцать лет лет с успехом шла в ленинградском БДТ и московском «Современнике». На театральной сцене Станислав Любшин дебютировал именно в этом спектакле — когда он пришёл в «Современник», то сразу получил в роль Славки в «Пяти вечерах».
За экранизацию пьесы в 1978 году взялся Никита Михалков — драматург сначала был против, так как считал, что пьеса уже устарела, а режиссёр слишком молод, чтобы передать атмосферу 40−50-х годов. Михалкову удалось убедить Володина, что он умеет и любит снимать ретро, и потом драматург приезжал на съёмочную площадку, наблюдал за работой и не сделал ни одного замечания. В экранизации у Станислава Любшина была уже главная роль, и потом Володин признался, что наконец-то увидел именно того Ильина, про которого писал… Песню «Думы окаянные» за актёра в фильме исполнил бард Сергей Никитин.
За роль в «Пяти вечерах» Станислав Любшин получил приз на международном фестивале во Франции и снова стал лучшим актёром года по результатам опроса зрителей.
«Кин-дза-дза!», к/с «Мосфильм», 1986, реж. Г. Данелия
Станислав Любшин и режиссёр Георгий Данелия познакомились в начале 60-х годов, когда Данелия не взял молодого актёра на роль сибиряка Володи в свой фильм «Я шагаю по Москве», но сдружились они спустя много лет на кинофестивале в Белграде. Оба приехали со списком покупок от жён, оба не смогли разобраться в женских штучках и вместо шоппинга пошли на концерт группы ABBA и привезли модные пластинки.
Когда Георгий Данелия решил снимать сатирическую антиутопию «Кин-дза-дза!», то хотел снимать в главной роли или Александра Фатюшина, или Станислава Любшина, но Фатюшина не отпустили из театра и вопрос решился сам собой. У Любшина тогда были простои в кино, поэтому он очень обрадовался предложению и вспоминал, что поначалу приставал к режиссёру и сценаристу с вопросами как играть и что чувствует его герой, пока Евгений Леонов не сказал: «Славка, да играй ты как хочешь! Чего ты привязался к ним?». Любшину очень нравился фильм, он называл его Художественным Событием и с волнением ждал прохождения готового материала через цензуру.
«Позови меня в даль светлую», к/с «Мосфильм», 1977, реж. С. Любшин, Г. Лавров
Свой режиссёрский дебют Станислав Любшин посвятил памяти Василия Шукшина, чьё творчество очень любил.
Шукшин написал сценарий драмы «Позови меня в даль светлую» по своим рассказам и собирался сам снимать фильм и играть в нём главную роль, но планам не было суждено осуществиться… Любшин давно хотел попробовать себя в режиссуре и предложил руководству киностудии экранизировать повесть, но ему отказали, посчитав, что Шукшина в последние годы на экране было и так много. Тогда Любшин сделал радиопостановку с участием Лидии Федосеевой-Шукшиной, Михаила Ульянова и Юрия Комарова. Постановка пользовалась большим успехом, и через год Любшину дали добро на съёмки.
«Позови меня в даль светлую», к/с «Мосфильм», 1977, реж. С. Любшин, Г. Лавров
Из радиопьесы в своих ролях на экран перешли Михаил Ульянов, Лидия Федосеева-Шукшина и Николай Бриллинг, а главную роль Станислав Любшин сыграл сам. Режиссёры обычно видели его в положительных и лирических ролях, а он очень хотел сыграть отрицательного героя или хотя бы просто неприятного человека, и боялся, что такой шанс больше ему не представится.
Через три года Станислав Любшин снял экранизацию чеховской повести «Три года» и понял, что режиссура всё-таки не его призвание.
«Не стреляйте в белых лебедей», к/с «Мосфильм», 1980, реж. Р. Нахапетов
Режиссёр Родион Нахапетов пригласил актёра на главную роль в драме о простодушном сельском жителе по кличке Бедоносец, очень привязанном к паре ручных лебедей. Это была экранизация одноимённого романа писателя Бориса Васильева — в соавторстве с драматургом Кириллом Раппопортом он написал сценарий к фильму, но потом потребовал убрать его фамилию из титров.
Конфликт случился именно из-за утверждения Станислава Любшина на главную роль. Авторы сценария посмотрели пробы, и Раппопорт выбор режиссёра поддержал, а Васильев увидел глаза слишком умного и жёсткого человека для образа почти юродивого Егора и был категорически против. Нахапетов менять актёра отказался, автор повести посчитал, что весь замысел романа рухнул, и отказался работать дальше. Однако спустя много лет Васильев признался, что был не прав, и даже называл «Не стреляйте в белых лебедей» лучшей экранизацией своих произведений.
«Не стреляйте в белых лебедей», к/с «Мосфильм», 1980, реж. Р. Нахапетов
На съёмках фильма Станислав Любшин сломал ногу и половину сцен играл в гипсе, в том числе и ныряние в реку. Актёр был уверен, что сможет с ним плыть, да и вообще плыть не придётся — его сразу же достанут из воды, но всё получилось по-другому. Сняли его падение в воду, сняли уплывающую лодку, сняли пейзажи и… ушли с берега, забыв про актёра. Любшин изо всех сил греб к берегу и вернувшаяся в страхе съёмочная группа нашла его лежащим без сил на песке.
Для Родиона Нахапетова фильм «Не стреляйте в белых лебедей» стал самой сильной режиссёрской работой, а Бедоносец — самой драматичной ролью Станислава Любшина.
Фотопробы к фильму «Андрей Рублёв» (www.1tv.ru)
У Станислава Любшина, как у любого актёра, были роли, которые не удалось сыграть, но этот случай для него стоит особняком.
В 1958 году студент Любшин познакомился со студентом режиссёрского факультета Андреем Тарковским и снялся у него в курсовой работе «Сегодня увольнения не будет…», а в 1962 году Тарковский предложил актёру главную роль в фильме «Андрей Рублёв». Любшин загорелся этим предложением — после проб они с режиссёром сделали несколько заготовок для создания образа иконописца и осталось только дождаться разрешения на начало съёмок. Процесс затягивался, но Любшин отказывался от всех приглашений на пробы — в любой момент мог позвонить Тарковский. После очередного предложения роли он позвонил режиссёру, и тот сказал: «Пробуйся. Если чего-то будет надо, я тебе тут же скажу». Любшина утвердили в драму на «Ленфильме», но тут раздался звонок Тарковского: «Всё! Надо быть свободным!». Любшин со скандалом отказался от ленинградского проекта, выслушав угрозы получить запрет на съёмки, взял годовой творческий отпуск в Театре на Таганке и… узнал, что съёмки уже идут и Тарковский снимает в роли Рублёва Анатолия Солоницына.
«Андрей Рублёв», к/с «Мосфильм», 1966, реж. А. Тарковский
Любшин оказался в безвыходной ситуации — в театр вернуться не мог, так как на год уже взяли другого актёра, на съёмочной площадке о нём даже вспоминать не хотели, а в довершение действительно вышел приказ о запрете на съёмки актёра Любшина, так как он «ставит личное превыше общественного». Правда почувствовать запрет он не успел — приказ отменили за те полгода, пока он снимался в детском фильме «Какое оно, море?».
Станислав Любшин рассказывал, что так и не понял, почему Тарковский с ним так поступил, а после премьеры киноповести «Застава Ильича» прислал такую записку, что актёр хранит её всю жизнь, но содержание никогда не сможет разгласить…
«Кин-дза-дза!», к/с «Мосфильм», 1986, реж. Г. Данелия