Какую тайну Любовь Орлова хранила всю жизнь, за что её ругали в прессе и что такое «синдром Орловой».
«Весёлые ребята», к/с «Мосфильм», 1934, реж. Г. Александров
Родители мечтали, что их дочь станет великой пианисткой и учили её музыке с раннего детства. В 7 лет Любовь Орлову приняли в музыкальную школу «с похвалой» — особым отличием за блестящее исполнение нескольких пьесок. Правда на первом же уроке выяснилось, что девочка не знает ни одной ноты и играла по памяти то, что разучивала с мамой… После школы Орлова поступила в Московскую консерваторию, а на третьем курсе передумала делать карьеру пианистки и стала студенткой хореографического отделения театрального техникума. После выпуска её приняли в труппу музыкального театра, а потом Любовь Орлова стала главной актрисой первых советских мюзиклов.
«Волга-Волга», к/с «Мосфильм», 1938, реж. Г. Александров
В 1926 году Любовь Орлова вышла замуж за Андрея Берзина, но очень быстро выяснилось, что хористка из музыкального театра и замначальника финансового управления Наркомзема ведут слишком разные образы жизни. Супруги быстро охладели друг к другу, а через четыре года Берзин был арестован и отправлен в ссылку. Сразу после этого Орлова развелась с мужем и больше они никогда не виделись. О том, что он жив и сослан в Казахстан, она узнала только через несколько лет, лично спросив о его судьбе у Иосифа Сталина. Орлова знала, что она — любимая актриса генсека и он смотрит все фильмы с её участием, иначе бы не решилась задать такой вопрос.
«Весёлые ребята», к/с «Мосфильм», 1934, реж. Г. Александров
Режиссёр Григорий Александров увидел 31-летнюю Любовь Орлову в театре и был покорён её артистизмом, пластикой и задором. Он познакомился с актрисой и предложил ей роль в первой музыкальной комедии «Весёлые ребята». На съёмочную площадку Александров приехал с женой и сыном, а Орлова — с поклонником, австрийским импресарио по имени Франц. После этих съёмок австриец с разбитым сердцем уехал из России, жена режиссёра подала на развод, и вскоре Александров женился на Орловой. Они прожили в браке более 40 лет и всегда обращались друг к другу на «вы», что очень удивляло окружение и давало почву для разговоров о браке ради взаимной выгоды.
«Светлый путь», к/с «Мосфильм», 1940, реж. Г. Александров
Григорий Александров несколько лет работал на американской киностудии «Парамаунт» и был просто влюблён в мюзиклы и голливудских кинодив. Полученный опыт он привёз в СССР, и решил сделать из Любови Орловой первую советскую кинодиву по образу Марлен Дитрих. С его подачи брюнетка Орлова стала блондинкой с высокими тонкими бровями, похудела, поставила белоснежные фарфоровые коронки и начала прятать недостаточно изящные для дивы кисти рук. Александров заботился о том, чтобы в кадре она выглядела выигрышно — Орлову снимали всегда в рассеянном свете, с подсветкой снизу и под определённым углом, чтобы на лице не было лишних теней.
Тщательно следившая за внешностью и отказывающаяся играть возрастные роли актриса избегала любительских фотографий, ежедневно занималась у балетного станка, чтобы сохранить осанку и талию в 43 сантиметра. Любовь Орлова была одной из первых советских актрис, сделавших пластическую операцию.
«Встреча на Эльбе», к/с «Мосфильм», 1949, реж. Г. Александров
Актриса была страшной модницей, обожала наряды и не пропускала ни одного нового веяния! Когда в 1946 году она впервые прилетела в Париж, то сразу обратила внимание, что юбки француженок длиннее, чем у неё. Она тут же опустила юбку ниже, заколола ее булавками, закрыла сверху накидкой и вышла «в народ». Позже она заметила, что светские молодые женщины носят юбки даже короче, чем та, в которой она прилетела! Тут же в гостинице она обрезала и подшила подол, чтобы в кинематографических кругах не подумали, что наши актрисы отстают от моды. Одевалась Орлова всегда шикарно — сначала шила наряды сама, а потом привозила из-за границы. Однако после того, как ей вручили звание народной артистки, она принципиально стала чаще носить одежду и бельё отечественного производства.
«Весна», к/с «Мосфильм», 1947, реж. Г. Александров
Свой настоящий возраст Любовь Орлова до конца жизни хранила в строжайшей тайне. В паспорте годом её рождения указан 1902, но паспорта в СССР ввели только в 30-х и данные часто записывали со слов — можно было назвать любую дату… Фаина Раневская, с которой у Орловой отношения были на грани дружбы и соперничества, часто намекала на то, что актриса списала себе приличное количество лет. Когда в 1960-м году актрисе предложили сыграть бабушку героини Орловой в фильме «Русский сувенир», то она просто взорвалась: «Мы с Любочкой ровесницы! Это сколько же должно быть Любочкиной бабушке, доживи она до наших дней!» Официально Раневская была старше Орловой на 6 лет, но честно признавалась, что при получении паспорта убавила себе два года.
«Русский сувенир», к/с «Мосфильм», 1960, реж. Г. Александров
Любовь Орлова часто играла простых женщин и подходила к ролям с полной самоотдачей — перед съёмками в «Волге-Волге» ходила разносить почту, а для фильма «Светлый путь» три месяца работала в НИИ текстильной промышленности за ткацким станком. В комедии «Весёлые ребята» заменила Леонида Утёсова, который отказался укрощать быка, и в итоге провела месяц в больнице с травмой спины — Орлова прыгнула быку на спину, а он тут же взбрыкнул и скинул актрису. На съёмках фильма «Цирк» она получила ожоги третьей степени — дуло цирковой пушки раскалилось от софитов, а актриса по сценарию должна была на неё сесть и допеть песню. На лице Орловой не дрогнул ни один мускул, но после съёмок она опять-таки поехала в больницу.
«Цирк», к/с «Мосфильм», 1936, реж. Г. Александров
После выхода фильма «Цирк» Любовь Орлова стала иконой стиля. У психиатров даже появился термин «синдром Орловой» — к ним попадали женщины, которые в прямом смысле сходили с ума, стараясь подражать любимой актрисе. Многие даже называли себя сёстрами и даже дочерями актрисы! В моду стремительно вошли белые водолазки и узкие юбки, какие были у её героини — американки Марион Диксон.
«Цирк», к/с «Мосфильм», 1936, реж. Г. Александров
Любовь Орлова не любила общение, не участвовала в дружеских посиделках мужа и никогда не оказывалась в центре скандалов. За исключением одного раза… За «Весёлых ребят» Александров и Орлова получили участок во Внуково и решили построить дачу по образцу виллы Чарли Чаплина. Так как Орлова была в то время актрисой номер один, то решила взять основные траты на себя и утроила гонорары. Через какое-то время этот факт просочился в прессу и в газетах стали выходить статьи о неуёмных аппетитах актрисы, а Александрова вызвали в ЦК для объяснений… Дачу супруги все-таки достроили и в этом шикарном доме перебывали все первые лица кинематографа, включая западных звёзд — Софи Лорен, Федерико Феллини, Жана Маре… После смерти Александрова дом перешёл его внуку, который жил во Франции и продал дачу своему другу — адвокату Александру Добровинскому.
«Скворец и Лира», к/с «Мосфильм», 1974, реж. Г. Александров
Любовь Орлова была очень популярна в Китае и в 1953 году даже получила звание народной артистки Китайской народной республики. Актриса приезжала туда несколько раз и всегда собирала аншлаги. Зрители были готовы слушать её выступления даже без перевода, а фильмы с её участием знали наизусть. В день похорон актрисы в январе 1975 года в кинотеатрах и театрах Китая прошла минута молчания, а в театральных институтах студенты до сих пор изучают её творчество.