Нина Русланова никогда не возвращалась в город своего детства. Её нашли зимой 1945 года на полустанке Богодухова, когда девочке не было и года. В Доме малютке её записали Ниной Ивановной, фамилию дали в честь знаменитой тогда певицы Лидии Руслановой, а день рождения девушка выбрала себе сама, когда получала паспорт. Одна из воспитательниц намекнула, что голубоглазая блондинка может быть дочерью немца, а в послевоенное время это было худшим оскорблением, и девочке пришлось очень непросто. От нападок Руслановой часто приходилось защищаться кулаками, свои детские годы актриса называла «школой выживания». После выпуска из детдома она уехала в Харьков и больше не была в Богодухове.
«Короткие встречи», Одесская к/с, 1967, реж. К. Муратова
Сниматься в кино Нина Русланова начала сразу с главной роли, а её партнёром стал Владимир Высоцкий. На втором курсе её заметила режиссёр Кира Муратова и предложила сняться в мелодраме «Короткие встречи». За роль домработницы Надежды актриса получила премию «Ника», правда только через двадцать лет, когда фильм вышел в повторный прокат. Кира Муратова считала актрису своим талисманом и сняла её в восьми фильмах.
«Собачье сердце», к/с «Ленфильм», 1988, реж. В. Бортко
Нина Русланова работала в трёх театрах и участвовала в антрепризных спектаклях, но считала театральную карьеру неудавшейся. Сразу после училища актрису приняли в театр им. Вахтангова — она проработала там 10 лет, но за это время не получила ни одной главной роли. Не из-за того, что не ценили, просто для её горячего темперамента в репертуаре не было главных героинь. В театрах им. Маяковского и им. Симонова её она играла яркие роли, но спектаклей с её участием были единицы. Зато в кино у неё никогда не было проблем с ролями.
«Мой друг Иван Лапшин», к/с «Ленфильм», 1984, реж. А. Герман
Нина Русланова и Александр Кайдановский называли друг друга братом и сестрой. Он сразу обратил внимание на однокурсницу — она восхищала его упорством, трудолюбием и талантом, и одновременно ему было очень жалко девушку. Кайдановский сам некоторое время жил в детском доме и представлял, через что ей пришлось пройти. Русланова была в Москве совершенно одна, и он взялся её опекать. В этих отношениях не было романтики, но они дружили до самой смерти актёра.
«Зимняя вишня», к/с «Ленфильм», 1985, реж. И. Масленников
Всю жизнь Нина Русланова дружила и с бывшим мужем, с которым рассталась вскоре после рождения дочери Олеси. За выпускника физмата Геннадия Рудакова актриса вышла ещё в студенческие годы, а причиной развода называла свою принципиальность и неумение сглаживать углы. Разошлись они мирно, вместе воспитывали дочь, а потом Нина Русланова нашла общий язык с его второй женой. Когда у актрисы начались отношения с оператором «Ленфильма» Рафкатом Габитовым, бывший муж сдружился и с ним — пары ходили друг к друг в гости и даже отмечали вместе праздники. Роман с Габитовым длился почти 30 лет, они не регистрировали отношения и даже не жили вместе: он не мог оставить Санкт-Петербурге, она не хотела уезжать из Москвы. На расстоянии, как шутила Русланова, поссорится невозможно.
«Будьте моим мужем», к/с «Мосфильм», 1981, реж. А. Сурикова
Коллеги побаивались характера актрисы, про который она говорила: «Он у меня не сложный, он у меня просто есть!» На съёмочной площадке комедии «Будьте моим мужем» у неё не сложились отношения с Андреем Мироновым — Русланова обратилась к нему по имени, а актёр не терпел фамильярности и потребовал удались актрису с площадки. Потом Алексей Герман с трудом уговорил её сняться с Мироновым в драме «Мой друг Иван Лапшин», пообещав, что они не будут встречаться вне кадра. Во время работы над «Афганским изломом» её взбесило высокомерие Микеле Плачидо — ситуацию спасло то, что итальянец не понимал русский, но на премьеру в Италию актрису не пригласили… На съёмках фильма «Небеса обетованные» они так раздражали друг друга с Лией Ахеджаковой, что дело кончилось дракой.
«Цыган», Одесская к/с, 1979, реж. А. Бланк
После премьеры фильма «Цыган», где актриса сыграла молодую вдову, цыгане в прямом смысле носили её на руках. Во время гастролей в Нижнем Новгороде Русланова ехала на вокзал, а навстречу попался цыганский табор. Одна цыганка заглянула в салон автомобиля, узнала актрису и крикнула своим. Табор тут же с восторгом подхватил машину и понёс вперёд. «Я тогда впервые почувствовала, что есть народ, которому я нужна», — смеялась Русланова.
«Небеса обетованные», к/с «Мосфильм», 1991, реж. Э. Рязанов
На съёмках «Цыгана» Нина Русланова всерьёз дралась с Кларой Лучко. Драка задумывалась по сценарию, но режиссёру всё не хватало достоверности, и он требовал подойти потемпераментней. Обе актрисы уже начали злиться, Русланова ударила так, что у Лучко порвалось платье, и та не осталась в долгу… Обе упали в грязь, лупили друг друга полотенцами и рыдали. Сцена получилась отличной, правда актрисы при этом забыли сказать половину текста…
«Тени исчезают в полдень», к/с «Мосфильм», 1971, реж. В. Усков, В. Краснопольский
В честь героини Нины Руслановой из сериала «Тени исчезают в полдень» назвали утес в Свердловской области. В многосерийном фильме она сыграла председателя таёжного колхоза Марью Воронову, которая героически погибла на этом месте от рук бандитов. До того, как туда приехала съёмочная группа, он назывался Аликаев камень, но после премьеры стал Марьиным утёсом.
Нина Русланова сыграла более 170 ролей в кино — режиссёры занимали очередь, чтобы снять её в своём фильме. И какие режиссёры! Алексей Герман, Никита Михалков, Георгий Данелия, Светлана Дружинина, Алла Сурикова, Игорь Масленников, Эльдар Рязанов, Владимир Бортко, Сергей Соловьёв и многие другие в один голос отзывались о ней, как об удивительном самородке, а зрительницы всегда узнавали в её героинях себя.
Нины Руслановой не стало 21 ноября 2021 года.