Как Мосгаз наводил ужас на Москву середины 60-х и с кого были списаны образы главных героев сериала.
Сериал «Мосгаз» стал первым в цикле ретродетективов о работе милиции 60−70-х годов. За основу сюжета было взято расследование дела одного из первых советских серийных убийц, который появился в Москве в декабре 1963 года…
«Мосгаз», к/с «Красный квадрат», 2012, реж. А. Малюков
25-летний Владимир Ионесян обходил квартиры, представляясь работником Мосгаза. Если в квартире было несколько человек или мужчина, то он крутил ручки газовой плиты и уходил, его жертвами становились только оставшиеся дома одни дети или женщины. За год он совершил пять доказанных убийств, шестой жертве удалось выжить и позже она опознала Ионесяна по фотороботу. Официальным мотивом преступлений в деле была указана кража имущества, но Ионесян не брал из квартир ничего ценного — среди украденного были кофты, одеколон, фонарик, будильник, шариковые ручки, случайные суммы денег, а самым дорогим предметом стал телевизор. На допросах Ионесян не смог объяснить причины, по которым он убивал людей.
«Мосгаз», к/с «Красный квадрат», 2012, реж. А. Малюков
СМИ сначала тщательно скрывали информацию, но остановить распространение слухов было невозможно. Народ паниковал — кличка Мосгаз стала именем нарицательным, которое наводило ужас на город, настоящим сотрудникам газовых служб запретили обходить квартиры, а детей и бабушек боялись оставлять дома одних даже на короткое время.
Помимо Москвы убийца орудовал в городе Иваново. Как только стало ясно, что преступления совершает один и тот же человек, дело взяли на контроль министр охраны общественного порядка и лично Никита Хрущёв. Ионесяна задержали через четыре дня после пятого убийства, суд был быстрым, его приговорили к смертной казни и 31 января 1964 года приговор привели в исполнение.
«Мосгаз», к/с «Красный квадрат», 2012, реж. А. Малюков
В фильме делом Мосгаза занимается майор Черкасов, которого сыграл Андрей Смоляков. У него был реальный прототип — начальник уголовного розыска, легенда МУРа Владимир Чванов. Это он вышел на след убийцы, вычислив машину, на которой тот перевозил украденный телевизор, и квартиру, где Ионесян жил с 22-летней подругой. Чванову поручали самые резонансные дела, на его счету десятки раскрытых преступлений и опыт внедрения в уголовные банды. Эпизоды из его биографии братья Вайнеры взяли для создания образа Владимира Шарапова в романе «Эра милосердия», который потом стал фильмом «Место встречи изменить нельзя», а вот стиль и манеры майора Черкасова сценарист сериала отчасти позаимствовала у Глеба Жеглова.
«Мосгаз», к/с «Красный квадрат», 2012, реж. А. Малюков
Марина Александрова в сериале играет молодую сотрудницу МУРа, криминалиста Софью Тимофееву. Её прототипом была Софья Файнштейн, она работала вместе с Владимиром Чвановым и была вторым следователем по делу Мосгаза. С помощью художников она создала первый в СССР фоторобот преступника — словесное описание дал 9-летний мальчик, который видел Ионесяна. Из особых примет был нос с горбинкой и шапка-ушанка с завязанными на затылке ушами. То, что в Москве так шапки никто не носил, натолкнуло следователей на мысль, что искать надо среди недавно приехавших.
«Мосгаз», к/с «Красный квадрат», 2012, реж. А. Малюков
Во время съёмок «Мосгаза» Александрова была в положении, её беременность скрывали под платьями свободного кроя, широкими юбками и пальто. Актриса снималась во всех частях детективного сериала и за восемь лет съёмок родила двоих детей. Для каждой части сериала гримёры и костюмеры создавали её героине новый имидж. Стиль Софьи в последней части придумала сама актриса — ей очень понравились фотографии актрисы 70-х Джейн Биркин и она попросила сделать ей похожий образ.
«Мосгаз», к/с «Красный квадрат», 2012, реж. А. Малюков
Создатели сериала говорили, что это не фильм «по реальным событиям» — они не собирались снимать экранизацию уголовного дела, но без него рассказ про работу сотрудников московской милиции в 60-е годы был бы неполным. С настоящим расследованием в сценарии было мало общего, гораздо больше внимания уделялось личности майора Черкасова и передаче атмосферы хрущёвской эпохи.
«Мосгаз», к/с «Красный квадрат», 2012, реж. А. Малюков
Большую часть сериала сняли в Ярославле и городе Тутаев — там было проще найти места, которые были бы похожи на Москву и Подмосковье 60-х годов. В некоторых кадрах использовали графику и объединяли ярославские и московские виды.
«Мосгаз», к/с «Красный квадрат», 2012, реж. А. Малюков
После успеха «Мосгаза» сериал было решено продолжить. Многие серии основывались на реальных событиях:
«Палач» — дело Антонины Макаровой, которая во время Великой Отечественной войны перешла на сторону немцев и расстреляла по их приказу более тысячи человек.
«Паук» — дело Николая и Феликса Калачянов, похитивших из Госбанка Армянской СССР почти полтора миллиона советских рублей.
«Шакал» — собирательная история преступности в СССР и группировок «Белый крест», «Тяп-Ляп», «Черная кошка» и банды Толстопятовых.
«Операция „Сатана“» — дело советского инженера и агента ЦРУ Адольфа Толкачёва.
«Формула мести» («Мосгаз. Новое дело майора Черкасова») — собирательная история, затрагивающая оборот наркотиков в СССР и преступления, совершенные на фоне увлечения азартными играми.
«Катран» — собирательная история расследования деятельности подпольных казино-катранов и бизнесменов 70-х, которых называли «цеховиками».
«Мосгаз. Дело № 8: Западня» — вымышленная история похищения бриллиантов разворачивается на фоне реально проходившей подготовки Москвы к Олимпиаде-80, когда город радикально зачищали от криминальных элементов, неблагонадёжных граждан, проституток и «фарцы».