Александр Ширвиндт: в кино и в жизни

18 июля 2019

Александр Ширвиндт — о работе таксистом, свободе и актёрских болезнях.


«Нельзя существовать в круглосуточном, не проходящем чувстве ненависти, раздражения, неприятия, ощущения беды и горя. Должны быть оазисы, просветы. Жизнь-то одна… Так что внутри любого кошмара надо пытаться искать позитивные эмоции». [источник]

«Я всё время таксистом быть мечтал: интересно же — новые люди, разговоры, а здесь один и тот же текст 400 раз». [источник]

«Она вас любит», к/с «Ленфильм», 1956, реж. С. Деревянский, Р. Суслович

«Хороший режиссёр и хороший художественный руководитель — это совершенно разные профессии». [источник]

«В жизни главное — это упёртость, маниакальная упёртость. Хотя будущее человека определит генетика. Я уверен, что воспитание, образование — ерунда. Всё зависит от того, что в тебе заложено». [источник]

«Приходите завтра…», Одесская к/с, 1963, Е. Ташков

«Смысл существования — в душевном покое и отсутствии невыполненных обязательств. Но обязательства всё время нахлёстывают. Кажется: вот это сделаешь и это — а дальше покой и тишина. Нет — появляются новые». [источник]

«Своим студентам, когда начинаются разговоры, лишь бы не учить текст, я всегда напоминаю, что музыканты играют с листа. Есть виртуозы, оркестранты, которые играют с великими дирижёрами с одной репетиции. Некоторые — побольше. А артисты, к сожалению, с листа не играют. А должны бы». [источник]

«Нежданно-негаданно», к/с «Мосфильм», 1982, реж. Г. Мелконян

«Другого времени у нас скорее всего и не будет. И потому мы должны жить во времени настоящем, никак самих себя не обманывая». [источник]

«У Эльдара всегда снимался очень узкий круг артистов. Он работал с теми, кто мог сам отдать. Эльдар Рязанов вообще архипрофессионал, он прекрасно видит картинку, блестяще пишет, монтажёр великолепный, чутьё у него потрясающее. У него фантастическое видение целого. Он по образованию документалист, поэтому он брал артистов, которым не надо было рассказывать, что делать, от которых можно было что-то почерпнуть». [источник]

«Миллион в брачной корзине», Одесская к/с, 1985, реж. В. Шиловский

«Странная актёрская болезнь — привыкаемость к узнаваемости. Ужас этого недуга в том, что узнаваемость подчас исчезает, а привыкаемость к ней — никогда». [источник]

«Брать за ручку надо не всякого. И в руки давать ручку тоже не каждому». [источник]

«Трое в лодке, не считая собаки», к/с «Ленфильм»,1979, реж. Н. Бирман

«Меня иногда спрашивают эти бесконечные интервьюеры: „Что вы хотите сыграть?“… У меня действительно было три мечты. Ну, две с половиной. Это Остап Бендер и Кречинский». [источник]

«Если футболист, как актёр, не общается, не чувствует дыхание зала, и ему всё по барабану, то это машина, техника и бред. Эмоция, талант, игра и зритель! И тут, и там — зритель. В пустых залах играть нельзя — и на пустых стадионах играть нельзя». [источник]

«Забытая мелодия для флейты», к/с «Мосфильм», 1987, реж. Э. Рязанов

«Играть старые спектакли — это невыносимо, особенно когда спектакль идёт десятилетиями. Инъекции так называемой импровизации, чего-то живого — это всё только разговоры. На самом деле очень редко бывает, чтобы всё перевернулось. Премьеры, репетиции, педагогика — вот это действительно живое дело. А репертуар — это ужасно». [источник]

«Я целиком за свободу. Я говорю о том, что свобода у нас стала немножечко синонимом вседозволенности и пошлятины. А юмор должен иметь при этом талант, вкус, образованность и немножко мозгов». [источник]

«Вокзал для двоих», к/с «Мосфильм», 1982, реж. Э. Рязанов

«Я снялся у Рязанова в шести картинах, эпизодические роли… Хочу сказать, что они с Брагинским на меня писали сценарий фильма „Гараж“, ту роль, в которой снимался Гафт. Условия съёмок были такие, что месяц нужно было не выходить из павильонов. Я такие условия принять не мог, был спектакль на выпуске». [источник]

«Если бы у меня была возможность вернуться в прошлое, я бы выбрал себе профессию, которой смог бы маниакально увлечься. Я завидовал и завидую актёрам, которые обожают играть, не мыслят себя нигде — только на сцене. Жаждут играть до самоубийства. У меня никогда этого не было. Я просто очень дисциплинированный человек. А вот если бы найти профессию, чтобы, как говорил Толя Папанов: „Скорее бы ночь прошла и снова на работу…“. Он шутил, конечно, но всё-таки…» [источник]

«Самая обаятельная и привлекательная», к/с «Мосфильм», 1985, реж. Г. Бежанов

«Ум — это не начитанность, это не интеллект, это даже не образованность и тем более не нахватанность. Ум — это какая-то изначально заданная, непонятная и очень сложная штука, которая даёт возможность не сойти с этого самого ума». [источник]

«Мой самый нелюбимый вопрос — „Как вы относитесь к сегодняшней жизни?“. Потому что я к ней не отношусь. Я уже отношусь ко вчерашней и позавчерашней жизни». [источник]

Александр Ширвиндт

Александр Ширвиндт