О первой школьной любви, несыгранных ролях, студенческом бунте и розыгрышах коллег…
Сегодня Андрею Миронову могло бы исполниться 78 лет.
Андрей Миронов был сыном известных эстрадных артистов — Марии Мироновой и Александра Менакера. Этот факт его сильно смущал, и своё родство он старался лишний раз не афишировать. Актёр был сильно привязан к родителям, но не хотел, чтобы его считали «звёздным» ребёнком, а личные заслуги были в тени их славы. Коллеги Миронова об этом знали и часто подшучивали над актёром. На съёмках «Бриллиантовой руки» съёмочную группу пригласили на банкет актёры местного бакинского театра. Юрий Никулин взялся произнести тост и начал со слов: «Товарищи, я хочу поднять тост… Вы все знаете, что есть такие замечательные артисты — Миронова и Менакер. Так вот, здесь присутствует… не менее замечательный артист Анатолий Папанов, за которого я и поднимаю этот тост!». Бакинцы никак не могли понять, почему москвичи смотрели при этом на позеленевшего Миронова и сползали под стол от смеха.
«Бриллиантовая рука», к/с «Мосфильм», 1968, реж. Л. Гайдай
Андрей Миронов с детства был очень брезгливым. Лет в 10 он даже лишился из-за этого первой роли в кино. Они с родителями отдыхали в городе Пестов, где Александр Птушко собирался снимать сказку «Садко» и искал мальчиков для массовки. Его выбор пал на симпатичного Миронова. «Будешь играть нищего!» — постановил Птушко, и костюмеры выдали мальчику какие-то лохмотья. Миронов смотрел на них с ужасом… Птушко собрал всех «нищих» на площадке, объяснил сцену, навёл камеру и увидел, что у одного из оборванцев через дырки проглядывает белоснежная куртка с блестящей молнией. Снимать куртку и надевать грязную мешковину на голое тело Миронов отказался, и Птушко выгнал его с площадки.
«Невероятные приключения итальянцев в России», к/с «Мосфильм», 1973, реж. Э. Рязанов
Однажды Андрей Миронов, у которого был несомненный организаторский талант, поднял однокурсников на бунт. Студенты Щукинского училища, так же, как и все остальные, должны были ездить «на картошку» — собирать урожай на колхозных полях. И вот почти тридцать будущих актёров оказались в холодной палатке с грубо сколоченными лежаками и накиданной в грязь соломой… Через несколько дней большинство заболело, а Миронов, с его стремлением к чистоте, вообще не понимал, как тут существовать. Он организовал побег всех «щукинцев» — студенты заплатили водителю грузовика и уехали домой. Ректор училища был в ярости! Отчислить за дезертирство весь курс он не мог, но в приказном порядке вернул всех в колхозные поля. Однако на этот раз студентов расселили по теплым деревенским избам…
«Сказка странствий», к/с «Мосфильм», 1983, реж. А. Митта
Первой школьной любовью Андрея Миронова стала одноклассница Галина Дыховичная — старшая сестра будущего актёра и режиссёра Ивана Дыховичного. Она была первой красавицей школы, а он — застенчивым полноватым юношей. Тогда он ещё не был тем самым знаменитым Андреем Мироновым, поэтому ему пришлось целый год добиваться внимания девушки! Зато к выпускному все были уверены, что они поженятся сразу после школы. Однако, Андрей поступил в театральное училище, окунулся в раскованную творческую атмосферу, стал пользоваться популярностью, и строгая Галина решила, что им лучше расстаться.
«Будьте моим мужем», к/с «Мосфильм», 1981, реж. А. Сурикова
В 1966 году Андрея Миронова пригласили стать ведущим новой юмористической передачи «Кабачок „13 стульев“». Он с радостью согласился поучаствовать в одном из первых юмористических шоу на отечественном телевидении, но через два выпуска ушёл из программы. Актёр в то время работал в Театре Сатиры, а его главный режиссёр Валентин Плучек был категорически против «Кабачка…», считая его образцом пошлости и дурновкусия. Рисковать хорошими отношениями и высоким статусом в театре Андрей Миронов не стал. Место пана Ведущего занял Михаил Державин.
«Кабачок «13 стульев», Первая программа ЦТ, 1966 - 1980, реж. М. Захаров, С. Мишулин, Р. Виктюк и т.д.
Андрей Миронов очень хотел сыграть Женю Лукашина в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром». Режиссёру Эльдару Рязанову эта идея с самого начала не нравилась, но ради дружбы он решил провести пробы. Рязанов попросил сыграть его сцену, когда герой рассказывал, что никогда не пользовался успехом у женщин, а его первая любовь Ира вышла замуж за его друга. Поверить в то, что какая-то Ира могла отказать Андрею Миронову никак не получалось… Рязанов мягко объяснил это актёру и предложил роль Ипполита — прямо сейчас, без проб. Герой Миронову не нравился, и он отказался… Не получилось у Андрея Миронова сыграть Остапа Бендера у Леонида Гайдая (зато получилось у Марка Захарова), Гребана в «Мёртвом сезоне», Сирано в «Сирано де Бержераке» и Милославского в комедии «Иван Васильевич меняет профессию».
«12 стульев», ТО «Экран», 1977, реж. М. Захаров
Андрея Миронова пригласили на роль ловеласа Гены в фильме «Где находится нофелет?». Актёр, узнав, что предстоит играть очередного покорителя дамских сердец, наотрез отказался, а вот роль скромника Паши его заинтересовала… Там место уже было занято Александром Панкратовым-Чёрным, но актёры договорились поменяться. Получили согласие от режиссёра, и Миронов улетел на гастроли в Ригу. К сожалению, вернуться ему было не суждено… Потом стало известно, что худсовет кандидатуру Миронова не утвердил. В результате ролями Панкратов-Чёрный поменялся с Владимиром Меньшовым.
Спектакль «Безумный день или женитьба Фигаро», театр «Ленком», 1974, реж. В. Плучек
Андрей Миронов купил «Волгу», но у него не хватало времени, чтобы сдать на права. На съёмках «Невероятных приключений итальянцев в России» актёр решил совместить приятное с полезным и взять несколько уроков вождения. На первом же уроке Миронов сдавал назад и врезался в торговый ряд… К счастью, обошлось без жертв. На этих съёмках Миронов вообще решил испытать себя по полной — он единственный рискнул подойти ко льву, висел на ковре на высоте шестого этажа и на краю разведённого моста и сам вылезал из окна автомобиля.
«Невероятные приключения итальянцев в России», к/с «Мосфильм», 1973, реж. Э. Рязанов
Актёр был гением по части розыгрышей. Он обожал подкалывать и разыгрывать коллег и никогда не обижался на шутки в свой адрес, а коллеги не упускали возможность рассмешить Миронова во время съёмок или спектакля. Михаил Козаков вспоминал как на съёмках «Соломенной шляпки» Миронов испортил ему дубль. В сцене Миронов сначала стоял спиной к актёру, а потом поворачивался для диалога. И когда он повернулся — Козаков захохотал и съёмку остановили! Оказалось, что Миронов тайком сделал себе золотые зубы из фольги от шоколадки и ослепительно улыбнулся коллеге…
«Соломенная шляпка», к/с «Ленфильм», 1974, реж, Л. Квинихидзе
На театральной сцене актёра буквально на спор смешили его лучшие друзья — Александр Ширвиндт и Михаил Державин. Они вставляли в свои тексты внезапные реплики, по ходу действия приклеивали к лицу бородавки или перевёрнутые усы, надевали неожиданные парики, а однажды Михаил Державин неожиданно для актёра вышел к нему на сцену в портретном гриме Буденного, хотя по роли это не предполагалось… Как-то раз Миронов даже не выдержал и пожаловался главному режиссёру Валентину Плучеку, что не может играть в такой смешной обстановке.
«Трое в лодке, не считая собаки», к/с «Ленфильм»,1979, реж. Н. Бирман