Считается, что роль Гамлета может сыграть лишь тот актёр, который не боится проверить себя на прочность. Иннокентий Смоктуновский сыграл Гамлета дважды — в трагедии Григория Козинцева и в комедии Эльдара Рязанова…
В 1954 году режиссёр Григорий Козинцев поставил «Гамлета» в Ленинградском театре драмы. Спектакли шли с аншлагом, исполнитель главной роли — Бруно Фрейндлих, отец будущей знаменитой актрисы Алисы Фрейндлих — имел огромный успех у публики.
Сразу после премьерного спектакля Козинцев начал писать сценарий для экранизации. Это была не первая попытка наших режиссёров перенести шекспировских героев на киноплёнку, но предыдущие версии снимались ещё во времена немого кино и от них остался только факт, что они были… Фильм Григория Козинцева стал первой советской экранизацией «Гамлета». Можно сказать, что это единственная отечественная экранизация — за классический сюжет никто из наших режиссёров пока не брался. Свою версию «Гамлета» снимал Юрий Кара, но его герои жили в современном мире, ходили в клубы и соревновались в автогонках.
«Гамлет», к/с «Ленфильм», 1964, реж. Г. Козинцев
Исполнителем главной роли Козинцев видел Иннокентия Смоктуновского — на тот момент не самого известного актёра. Смоктуновский был не в восторге от сценария и прописанного образа, но всё-таки это был Гамлет — роль, о которой мечтали многие… Ради неё актёр отказался от главной роли в «Андрее Рублёве» и от Болконского в «Войне и мире». Режиссёр со своей стороны приложил массу усилий, чтобы развеять все сомнения Смоктуновского, принимал его правки и соглашался на другое видение героя.
«Гамлет», к/с «Ленфильм», 1964, реж. Г. Козинцев
На роль Офелии режиссёр пригласил юную, но уже очень популярную Анастасию Вертинскую, которой для роли обесцветили волосы, выщипали брови и выбелили лицо — режиссёр хотел, чтобы она выглядела как мраморная статуэтка. У неё была идеальная фактура — восемнадцать лет, чистота, хрупкость, внешность эпохи раннего Возрождения, не хватало только искры… По словам Козинцева: «Все было хорошо: и руки, и шея, и походка, но сердце не билось. Сердце заставил биться Шостакович. Так бывает». Дмитрий Шостакович писал музыку к театральной постановке, но специально для фильма создал абсолютно другой материал.
«Гамлет», к/с «Ленфильм», 1964, реж. Г. Козинцев
Офелия стала для Вертинской серьёзным профессиональным экзаменом, после которого она стала по-другому относиться к своей работе. У неё никак не получалась сцена безумия. Она срывала кружевной воротничок, недовольный режиссёр останавливал съёмки, костюмеры зашивали кружево, и всё начиналось сначала. Актёры, большинство которых пришло в экранизацию из спектакля, начинали потихоньку возмущаться. Козинцев разрядил обстановку, мол, вы пока просто полюбуйтесь какая у нас красавица, а уж до сумасшествия мы с вами её как-нибудь доведём…
«Гамлет», к/с «Ленфильм», 1964, реж. Г. Козинцев
Съёмки фильма проходили недалеко от Таллина. По открытке с изображением какого-то французского замка декораторы полгода строили Эльсинор. Стройка велась на обрыве над морем, а сам замок был конструкцией из металлических ящиков для молока, которые набивали тканью и заливали цементом. Сейчас обрыв в посёлке Кейла-Йоа стал туристической достопримечательностью под названием «Скала Гамлета».
Некоторые сцены снимали в выстроенном замке в павильонах «Ленфильма» и в настоящем средневековом монастыре. Нагнетавшие атмосферу тучи и мощные волны специально ездили снимать на Баренцево море, а самый знаменитый в мировой литературе монолог «Быть или не быть…» Иннокентий Смоктуновский произносил в Крыму.
Министр культуры Екатерина Фурцева требовала, чтобы фильм был цветным, но режиссёр считал, что цвет убьет трагичность и снимал на чёрно-белую плёнку. Для того чтобы изображение было более выразительным, он использовал мощные софиты, которые стоили здоровья Иннокентию Смоктуновскому. Актёр постоянно находился в слепящем свете и после съёмок отправился лечиться в глазную клинику. Проблемы с зрением были у него до конца жизни.
«Гамлет», к/с «Ленфильм», 1964, реж. Г. Козинцев
«Гамлет» был с восторгом встречен публикой, правда немногочисленной… По посещаемости трагедия заняла всего 19-е место в прокате, но все, кто видел фильм, только о нём и говорили! Ведущие европейские кинофестивали показывали его в конкурсной или внеконкурсной программе, он получил специальный приз Венецианского кинофестиваля и главный приз Фестиваля шекспировских фильмов. Западная пресса восхищалась нашей Офелией — Анастасию Вертинскую называли «самым талантливым сердцем советского кино» и «Вивьен Ли советского экрана».
«Гамлет», к/с «Ленфильм», 1964, реж. Г. Козинцев
В 1966-м году режиссёр британского «Гамлета» и заодно исполнитель главной роли Лоуренс Оливье лично познакомился с Иннокентием Смоктуновским. «Сколько вам лет?» — поинтересовался англичанин. Актёр ответил, что ему 42 года. «О, успел! Повезло! Потом сердце не выдерживает такой нагрузки…» — сказал Оливье, игравший примерно в таком же возрасте. Кстати, британская пресса признала русского «Гамлета» более убедительным…
Сразу после премьеры «Гамлета» и получения Ленинской премии актёру предложили роль Ленина в фильме «На одной планете», от которой не рекомендовалось отказываться… А через два года актёр снова играл Гамлета, правда, уже в комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». В перерывах между угонами машин его герой репетировал эту роль на сцене любительского театра.